С. Ю. Левик успешно работал

Таковы некоторые штрихи артистического облика С. Ю. Левика. Талантливый певец оказался и умным, даровитым писателем. Эти страницы, хотя их удельный вес меньше, чем хотелось бы, не уступают по интересу аналогичным эпизодам «Записок оперного певца». Большую ценность представляет попытка реконструкции постановок Театра музыкальной драмы — «Нюрнбергские мастера пения», «Богема», «Паяцы», спектаклей, с которыми связаны артистические достижения самого автора. Постановочные принципы этих спектаклей и их описание имеют познавательный интерес.
Воспоминания о прошлом органически сливаются с настоящим: для автора славное прошлое неотделимо от современности, и, в свою очередь, современность прочными узами связана с традицией. В книге привлекает широта суждений, ясный взгляд на пути развития оперного театра. Это — умная книга, написанная человеком, активно участвующим в творческой жизни.
Интересны страницы, посвященные теоретическим проблемам, имеющим непосредственно практическое значение, как, например, вопросы оперного, вернее, вокального перевода, в области которого С. Ю. Левик успешно работал.
Ставя на первое место вопросы вокального искусства, автор высказывает суждения полемического характера. Но у широких масс слушателей, читателей книги защита приоритета пения, вероятно, встретит сочувствие. Ведь она не означает недооценки других компонентов оперного спектакля. В частности, в этом плане интересны отзывы С. Ю. Левика о спектаклях «Ла Скала» в Москве и Маленькой Римской оперы в Ленинграде.Ценным дополнением к анализу творчества Шаляпина в «Записках оперного певца» явится анализ исполнения гениальным артистом партии Филиппа II в «Дон Карлосе», хотя некоторые суждения автора книги, в частности его замечание, что главной в этой роли была не тема тирании, а тема одиночества и ревности, кажутся спорными.А. Гозенпуд
Глава первая
ПУТЬ В ИСКУССТВО
Варшавская опера.—Петербургский народный дом.— Немного о Театре музыкальной драмы
С детских лет я пел очень звучным альтом и умолял родителей отдать меня в хор.
«Не дай бог! — отвечала мама.— Ты еще научишься нотам и потом захочешь стать артистом? Ни за что!»
Любя музыку, я бегал по дворам за уличными музыкантами, по улицам за военными оркестрами, по свадьбам за свадебными оркестрами, по синагогам в Белой Церкви, по православным церквам и католическим костелам в Бердичеве, где слушал церковные песнопения, с двенадцати лет — на «малороссийские», а с четырнадцати и на оперные спектакли.
Но я рос, мой голос окреп и почти без периода молчания стал «взрослым» — не то тенором, не то высоким баритоном. Сделаться оперным артистом лет с шестнадцати стало моей неотвязной мечтой. Опасаясь моих устремлений, родители допустили непоправимую (разумеется, для них) ошибку, определив меня в семнадцать лет на службу. Я стал самостоятельным человеком и получил возможность на свои деньги ходить в театр, выписывать театральные журналы, покупать нотные издания,— иначе говоря, жить интересами театра.

Ваше мнение...

Рубрики