Смертельная борьба

Ермаков отличался прекрасными бицепсами и большой силой. Крепко зажав в руке ключ от ворот своего дома и подпустив преследователя поближе, он неожиданно повернулся и со всего размаху ударил его. Тот упал на колени и стал молить о пощаде.
— Все снимите с меня, только не убивайте, у меня семья! — завопил бедняга и поднял руки вверх.
Когда они объяснились, оказалось, что несчастный боялся идти один по безлюдной улице и решил присоединиться к попутчику, который благодаря хорошей шубе показался ему «порядочным человеком».
Должен отметить, что прекрасный пример подавал всем нам Г. Г. Фительберг. Подданный другой страны, он имел полную возможность уехать из блокированного и голодного города в любой день. Однако любовь к коллективу Музыкальной драмы и, при всех оговорках, все же интересная работа как в Госботе, так и по совместительству в обоих академических театрах удерживала его в Петрограде. Оставил он нас тогда, когда И. М. Лапицкий был переведен в Москву и начал там заново строить Музыкальную драму. Фительберг перекочевал с ним в Москву и оттуда уехал только в 1922 году, когда в связи с открытием Оперной студии К. С. Станиславского и передачей С. И. Зимину здания па Большой Дмитровке, где помещалась московская Музыкальная драма, театр закрылся.
Работа по подготовке «Мастеров пения» относительно скоро наладилась и шла очень дружно, хотя две трети коллектива, пришедшие в театр из Музыкальной драмы, продолжали жить в районе консерватории и нередко должны были являться в Нардом по два раза в день. Подавляющее большинство понимало, что строится новая жизнь, что за нее идет смертельная борьба и что победа будет одержана только при том условии, если каждыйбудет с максимальной преданностью делать то дело, которое ему поручено.
Когда А. В. Луначарский благодарил И. М. Лапицкого и Г. Г. Фительберга за то, что они, преодолев все трудности, выпустили такой сложный спектакль, как «Мастера пения», в срок — ко второй годовщине Октябрьской революции, он начал со следующих слов:
— Народная мудрость гласит: терпение и труд все перетрут. Вы лишний раз доказали жизненность этого изречения. Неустанный труд привел вас к замечательному подвигу.
Это был действительно творческий подвиг.
Постановка такой большой, громоздкой оперы в то время значительно осложнялась материальными затруднениями. Кроме того, в воздухе уже веяло всякими левацкими теориями. Для характеристики настроений того времени приведу четверостишие В. Кириллова, которое появилось несколько позже, но смысл которого отражал настроения многих деятелей искусства того времени, когда футуристы к празднованию первой годовщины Октябрьской революции разукрасили город чудовищными плакатами. Вот их кредо:
Мы во власти мятежного страстного хмеля!
Пусть кричат нам: вы палачи красоты!
Во имя нашего завтра мы сожжем Рафаэля,
Музеи разрушим, растопчем искусства цветы!
В это время думать о реставрации Вагнера казалось неуместным, но Лапицкий еще весной 1918 года не побоялся возобновить «Парсифаля» в Театре музыкальной драмы и сразу же решил восстановить «Мастеров пения».

Ваше мнение...

Рубрики