Современники шаляпинского триумфа

В течение первого полугодия 1917 года в театральном Петрограде произошло три выдающихся события. В. Э. Мейерхольд поставил в Александринке «Маскарад» в декорациях А. Я. Головина с проникновенно написанной А. К. Глазуновым музыкой. Частная антреприза А. Р. Аксарина осуществила в Народном доме постановку вердиевского «Дон Карлоса» с Ф. И. Шаляпиным в роли Филиппа Кровавого. Третьим событием явилась постановка в Мариинском театре оперы Обера «Фенелла» («Немая из Портичи»).
«Фенелла» была поставлена 17 января 1917 года. Кшесинской в это время было далеко за сорок лет, но танцев как таковых в ее роли нет, а мимически, пластически в области актерской выразительности она была очень сильна. Ее внутренняя наполненность, искренность переживаний производили большое впечатление, и лучшей Фенеллы мне видеть не довелось.И. В. Ершов в роли Мазаньелло, вождя восстания, проявил свои обычные качества: экстатическую увлеченность и огромный темперамент. Он казался каким-то бурей-богатырем. П. З. Андреев со своей могучей фигурой был гораздо крупнее Ершова, но великаном выглядел Ершов. Здесь даже свойственное ему порой излишество экспрессии, выделявшее его среди других отличных, но все же «земных» артистов, казалось совершенно необходимым: только такой бунтарь-полубог мог вдохнуть в сердца темных рыбаков и рыночных торговцев этот дух свободы и вложить им в руки факел борьбы.
В то же время мне показалось, что к концу своей партии Ершов как будто устал, выдохся. Когда спустя три года я снова увидел Ершова в этой роли, уже в постановке пореволюционной, у меня вновь появилось то же самое чувство и убедило в совершенно исключительном напряжении духовных сил, которого эта партия требует у высокоталантливых людей, у артистов глубокого душевного переживания.
Судьба «Дон Карлоса» была связана с образом Филиппа, который создал Шаляпин. Опера без него не ставилась и скоро была на долгое время забыта. История музыкального театра знает немало случаев, когда какая-нибудь постановка, связанная с выдающимися исполнителями, без них на долгие периоды выбывает из репертуара.
Нам — современникам шаляпинского триумфа — казалось, что после него никто не в состоянии будет создать ничего достойного внимания. Однако гениальное произведение Верди само за себя постояло.
Итак, оперные театры Мариинский, Музыкальная драма и труппа А. Р. Аксарина в Народном доме функционировали согласно давно установленным в отношении длительности сезона срокам. Больше того, Музыкальная драма начала даже своими силами под управлением замечательного дирижера Г. Г. Фительберга и других давать великолепные концерты, которые, правда, не получили должного развития. В Павловском стеклянном курзале впервые за долгие годы существования Павловских концертов ввели входную плату, но на количестве посетителей это нисколько не отразилось. Однако в течение лета прекратились концерты А. Д. Шереметева, Русского музыкального общества и кое-каких мелких концертных организаций.Независимо от отдельных успехов, трудности для театров продолжали увеличиваться. То мобилизуют первых исполнителей в какую-нибудь фронтовую труппу, и театру приходится ломать весь недельный репертуар, то происходят неурядицы со светом, то вводится какой-нибудь, хоть и временный, но непредвиденный налог, то арендная плата на зал до такой степени повышается, что задуманное мероприятие становится нерентабельным и отменяется. Все чаще возникали конфликты между работодателями и работниками из-за того, что рост зарплаты не поспевал за ростом цен на рынке.

Ваше мнение...

Рубрики