Студия стала площадкой для испытания
И вот Оперная студия у всех на глазах постепенно перерастает в оперный театр, который вполне профессионально ставит и исполняет классический репертуар. Спектакли, правда, даются не ежедневно, но доходят до двенадцати-пятнадцати в месяц. Репертуар Студии расширяется. От Моцарта до Паумгартнера, от Иоганна Штрауса до Даргомыжского, опера и оперетта — всему отдается внимание. «Демон» и «Евгений Онегин», «Кащей» и «Царская невеста», «Свадьба Фигаро» и «Риголетто» и т. д. и т. п. ставились, снимались и ставились заново.
Студия стала площадкой для испытания и практики не только вокалистов, но и дирижеров, а после открытия режиссерского факультета и режиссеров.
Прошли времена, когда спектакли ставились не целиком, а в отрывках, без оркестра, под один или два рояля, в сукнах или в жалких декорациях, написанных на товарищеских началах друзьями-студентами Академии художеств; когда преподаватели, независимо от пола и возраста, на своих плечах вытаскивали из подвалов остатки бутафории, мебели и декораций, задолго до открытия в 1912 году Театра музыкальной драмы оставленные разными случайными организаторами оперных «сезонов». Теперь Студия уже обладала всем необходимым для постановки настоящих спектаклей — время отвремени — даже с участием одного-двух гастролеров, если для какой-нибудь главной партии не хватало своего исполнителя или просто нужно было пополнить кассу Студии.
Основными режиссерами Студии остаются великолепные музыканты С. Д. Масловская и И. В. Ершов, руководит ею М. Г. Климов, несколько позже в постановках участвует Н. А. Малько («Кармен», 1927/28 г.). Но едва оперившийся режиссер, он же архитектор, он же характерный оперный тенор, Э. И. Каплан ставит моцартовские оперы — раннюю «Бастьен и Бастьенна» и позднего «Дон-Жуана». Дирижировать спектаклями поручается молодому дирижеру С. М. Пружану.
Ничего такого Европа еще не видела. Студия-театр? Сплошная молодежь?
В Ленинград приезжают иностранные музыканты. Крупнейший итальянский музыкант Альфредо Казелла смотрит и слушает спектакли Студни и не верит ни глазам, ни ушам своим. Он только что объездил чуть ли не весь мир, чтоб ознакомиться с постановкой музыкального образования и театрального дела, но ничего подобного нигде не видел. Он захлебывается от восторга, он требует себе права сказать это зрителям в зале. Австрийский композитор Франц Шрекер и француз Дариус Мийо с таким же волнением рассказывают о своих впечатлениях о Студии в западноевропейской печати.
Оперная студия при Ленинградской консерватории становится настолько интересным и заметным явлением, что дирекция зальцбургского «Моцартеума» пригласила ее на гастроли в Австрию.
Студия удостоена высочайшей чести — ее приглашают принять участие в моцартовском фестивале 1928 года. И гастроли проходят с триумфом. Близкий австрийцам «Дон-Жуан» и далекий «Кащей Бессмертный» принимаются и публикой и прессой с одинаковым энтузиазмом как некое откровение. Таманкин и Чесноков, Федорова и с первых же шагов на сцепе совершенно зрелая певица-актриса Преображенская вызывают бесчисленные похвалы. В городе, где публику испокон веков восхищали крупнейшие дирижеры и режиссеры, с восторгом принималась новаторская работа молодого режиссера Э. И. Каплана и студента-дирижера С. М. Пружана.