У выхода стояли десятки мужчин и женщин
После таких спектаклей дирижеры обычно рассказывали, что, как только они в антракте выходят подышать свежим воздухом, их обступают и старые и молодые рабочие и начинают задавать вопросы.
По окончании спектакля у выхода стояли десятки мужчин и женщин, которые громко требовали приехать еще раз и поскорее. Когда мы усаживались в извозчичьи пролетки, нас любовно подсаживали, застегивали полог и вообще всеми возможными способами выражали признательность.
Тот факт, что наиболее «темные» слои населения — извозчики, грузчики и прочий низкооплачиваемый люд — не жалеют своих гривенников и пятиалтынных на хорошее зрелище, привлек внимание не только всяких предпринимателей и барышников, которые увидели в этом новый источник наживы, но и мало-мальски мыслящих, демократически настроенных людей.Скоро, однако, выяснилось, что на широкую постановку народно-театрального дела не хватает не только средств, но и помещений. Министерство финансов было вынуждено удвоить свою субсидию комитету Попечительства и довело ее до трех миллионов рублей в год. Общества грамотности отрывали крохи от своих скудных средств и начали ставить спектакли.
Но всего этого было мало.
* * *
Успех оперных спектаклей не вызывал сомнений, но их организация намного сложнее, чем организация спектаклей драматических, она требует стационара, каких-то капиталовложений. Возникла мысль о необходимости создать народный оперный театр. И опять пошли споры.
Было ясно, что оперный театр, да еще народный, то есть с дешевыми билетами, не может существовать без солидной дотации. И начались ссылки на то, что Верди только в семидесятых годах XIX века и с большим трудом добился субсидии на создание постоянных оркестра и хора в театре «Ла Скала» и что «отцы» города Милана в 1897 году отказали лучшему в ту пору в мире оперному театру в субсидии. Его блестящие составы стоили огромных денег, это вело к удорожанию стоимости билетов, доступ в театр для народа оказался непосильным, и возник вопрос, имеет ли городское самоуправление право тратить деньги на предприятие, «ублажающее в первую очередь богатых людей».
Многие считали, что при самых скромных ценах театр все же будет посещаться прежде всего интеллигенцией, а вовсе не теми, для которых его в первую очередь затевают.