В первые ряды партера

Войдя впервые в двери филармонии, я тут же выскочил назад: у дверей стоял капельдинер во французском костюме XVIII века, в белом парике, с позолоченной булавой в руках. Я подумал, что попал за кулисы театра, и рискнул все же войти только тогда, когда увидел, что в эти двери устремляются толпы людей.
* * *
В 1903 году, на двадцатом году жизни, окончательно решив стать оперным артистом, я переехал в Киев.Приобретенный мною за два года службы деловой опыт сулил возможность и там найти работу. Не совсем без оснований я рассчитывал понемногу зарабатывать и переводами для «Киевской мысли» или репортерской работой.
В Киеве я долго служил в частной не очень большой экспортно-импортной конторе. По ее делам впервые в жизни мне пришлось поехать в Москву.
Я приехал туда в последний день революционных боев на Пресне и днем где-то чуть не попал под стрельбу.А вечером 12 декабря оказался в театре С. И. Зимина на опере Леонкавалло «Заза» с участием В. Н. Петровой-Званцевой в заглавной роли, В. П. Дамаева в роли Дюффрена, с М. В. Бочаровым — Каскаром и басом М. И. Шувановым в роли журналиста. Зрителей было человек сорок, и нас, независимо от стоимости билетов, пригласили пересесть в первые ряды партера, дабы зря не жечь электричество и не держать капельдинеров на пустых ярусах.
Впервые увидев оперный спектакль в современных городских костюмах, я был совершенно поражен новизной впечатления. Как! Обыкновенные люди, мои современники, поют на сцене, а не разговаривают? Поют о самых обыденных вещах, и поют прозой, а не сплошь стихами? И артисты не «выступают», а ходят, совсем по-человечески сердятся и смеются, а главное, при всем этом любят и поют о любви так же, как в старых операх!
Я уже знал к тому времени «Паяцев» и «Сельскую честь», «Андре Шенье», «Богему» и «Тоску», я имел уже понятие о некоторых особенностях веризма; опера «Заза» — по сравнению с названными онерами музыкально наименее интересное произведение — дала мне наиболее полное представление о них.
Действие «Заза» происходит в пошловатой среде кафешантанных кулис. Демократичность Леонкавалло сказывалась в том, что он музыкально опоэтизировал грубый быт, разглядев настоящую страсть и душевное благородство, которыми кафешантанная певица превосходит богатого аристократа: Заза видит жену и ребенка и весь уклад счастливой семейной жизни обманывающего ее Дюффрена и отказывается от собственного счастья, чтобы не нарушать чужого.
Леонкавалло прославился оперой «Паяцы». В «Паяцах», оба акта которых композитор до предела насытил действием и эмоциональным содержанием, у него хватило мелодического дара для пролога Тонио и его выразительного дуэта с Неддой, для арии Недды и ее дуэта с Сильвио, для трех арий Канио. Стремительность действия, певучая мелодия, темпераментный хор и полные музыкально-драматического накала два оркестровых номера не оставили места для длинных и скучных речитативов. В «Заза» на четыре акта композитору (он же и либреттист) не хватило мелодического дара. В музыке оперы слышатся заимствования из других произведений Леонкавалло,из Бизе и Пуччини, много ненужного грохота в оркестре и, главное, лишенных эмоциональности речитативов.
«Заза» называется лирической комедией, но я не помню, чтобы хоть кто-нибудь из зрителей улыбался.

Ваше мнение...

Рубрики