Вопрос о помещениях
В то же время для отпрыска царской семьи принц был человек достаточно просвещенным и искренно любил театр.
Ко второй половине девяностых годов в Петербурге уже существовало несколько драматических народных театров с постоянными труппами и любительских кружков. Благотворное действие их стало настолько очевидным, что и правительственные институты, и фабриканты, заводчики, и даже купцы, понимая, что пьянство вредно отражается на производстве, считали себя обязанными содействовать их процветанию.
«Кружок фабрикантов Шлиссельбургского участка» основывает «Невское общество народных развлечений». Вопрос о помещениях оно разрешает довольно просто: пока в районе нет подходящих или хоть каких-нибудь театральных помещений, можно ставить спектакли даже в большом складском сарае мыловара А. Жукова, в знаменитой «Яме» вагоностроительного завода, в цехах и т. д.
«На места» вывозилась почти исключительно классика. Рецензенты свидетельствуют, что «в самых патетических местах зрители принимали живейшее участие в ходе действия и, не стесняясь, вслух высказывали свои одобрения и неодобрения поступкам действующих лиц. Видно, что они всем своим существом переживали все то, что происходило на сцене».«Во избежание разницы между богатыми и бедными» все места расценивались по десяти копеек. Рабочий приходил первый раз один, «для пробы», затем он приводил членов своей семьи и друзей.
Возникают первые выездные оперные спектакли. Их организуют случайные люди, безработные артисты, ищущие практики начинающие певцы. Эти спектакли сколачиваются на каждый данный выезд, с трудом создается видимость декоративного оформления, костюмы, нотный материал и прочие аксессуары берутся на прокат, собираются буквально с бору да с сосенки. Но «Евгении Онегин», «Фауст», «Демон», «Травиата» и особенно «Аскольдова могила» волнуют неискушенного зрителя-слушателя до глубины души, и все спектакли проходят при переполненных аудиториях. Где бы ни ставились оперные спектакли: в районных театрах Попечительства, в Михайловском или в других манежах, в новом здании Стеклянного завода, в больших заводских столовых,— всюду всегда полно, всюду оперные спектакли принимаются с энтузиазмом.
Когда я впервые в 1909 году попал на спектакль в деревянный театр Путиловского (ныне Кировского) завода, я был буквально потрясен тем вниманием, с которым слушался «Демон», овацией по адресу хоть и малочисленного, но ладно спевшего «Ноченьку» хора, не говоря о требованиях бисировать чуть ли не каждую арию. Бурю аплодисментов вызвали и октависты из хора.