Вопрос об организации искусства

Конференция работала в дни, когда немцы прорвали фронт и угрожали Петрограду. Все уже знали, что не от Временного правительства можно ждать коренных реформ и облегчения участи задавленного нуждой народа или успешного окончания войны. Но и в это трудное время многим энтузиастам все же мерещилась возможность упорядочить театральное дело.
Основных проблем было как будто не так уж много, все они, казалось, лежали на поверхности жизни, но каждая из них таила какой-нибудь камень преткновения.
Разношерстный состав делегатов обещал интересные дискуссии по принципиальным вопросам.
Первым на повестке стоял вопрос об организации искусства.
За два месяца до Октябрьской революции никто ещене представлял себе реальной возможности национализации театров, но многие о ней мечтали.
Обсуждался поднятый печатью вопрос о создании министерства изящных искусств.
В результате дискуссий у кого-то родилась и такая идея: руководство театрами необходимо, идейно-художественный контроль естествен и должен быть проведен в самом срочном порядке, но возглавить это руководство должна не государственная организация, а некое «общественное министерство».
Обстоятельный доклад о разгуле порнографии сделал А. Я. Таиров. В прениях по докладу внесли предложение при помощи авторских обществ — в Петрограде Драмсоюза, в Москве Модпика — лишать «порнографистов» авторского гонорара. Но уже было известно, что оба общества ответили на это категорическим отказом. Они рассуждали формально: если пьеса исполняется, значит, труд ее автора эксплуатируется и, следовательно, должен быть оплачен.
Пытались выработать обязательный для антрепренеров «нормальный договор» — некий прототип будущих коллективных договоров, но его проект многим показался спорным из-за пункта о праве капельдинеров решать художественные вопросы наравне с артистами. Тех развитых, интеллигентных рабочих, которые спустя несколько лет после Октября с достоинством занимали кресла членов худсоветов, мы тогда почти не знали. Участие капельдинеров в решении художественных вопросов одним казалось нелепостью, а другим «решительным воспитательным актом»…
Как только конференция перешла к обсуждению экономических вопросов, на сцену выступил незадолго до того вернувшийся из эмиграции в Америку большевик эстрадный артист по фамилии Веритэ.
Энергичные речи единственного в составе конференции большевика, уверенного в победе большевистской партии, казались нам фантастическими. К предпосланной предложениям по экономическим вопросам идеологической преамбуле, в которой говорилось о пропагандистских задачах искусства, почти все собрание относилось иронически, но из любопытства не мешало оратору говорить. Вопросы же экономики, которые ставились так же резко, но в плоскости, казавшейся осуществимой, встречали у аудитории сочувствие.Буржуазная печать обрушила на Веритэ проклятия и невероятную брань за требования в области экономики и этики: обеспечение прожиточного минимума актеров и участие их в прибылях было названо залезанием в карманы антрепренера-благодетеля, а единение с пролетариатом — кощунством, угрожающим самому искусству.

Ваше мнение...

Рубрики