И. Соллертинский «ГУСТАВ МАЛЕР»
Посвящается Ангелине Иустиновне Раупенас
На переломе XVIII—XIX веков революционная буржуазия Запада в творчестве Бетховена создает героическое искусство европейского симфонизма. Вся последующая история оркестровой музыки XIX в.—это история обмеления, высыхания бетховенской симфонической традиции, унаследованной поколением великих мелкобуржуазных . композиторов (Берлиоз, Лист, Вагнер).
Последним великим мелкобуржуазным симфонистом является Густав Малер(1860—1911).
Бетховен явился кульминационным пунктом героического подъема европейской буржуазии, великим современником и другом французской Революции. Уже в 30-ые годы ХIХ-го столетия Берлиоз—«единственный достойный преемник Бетховена» (знаменитая фраза Паганини)—мучительно сознает трудность создания героической музыки в условиях промышленного капитализма и стабилизировавшейся буржуазной монархии. Ущербность после-бетховенского симфонизма приводит его к программности: для сочинения большого героического произведения уже не достаточно непосредственного революционного энтузиазма и требуется трамплин в виде литературного образа. Берлиоз вдохновляется Байроном, Шекспиром, Гете; Лист-Данте, Виктором Гюго («Что слышно в горах»), Ламартином («Прелюдии»), Гете, Ленау (2 эпизода из «Фауста», включающие «Мефисто — вальс»), Петраркой; Вагнер—средне верхне-немецким эпосом, романом Готфрида Страсбургского, «Эддой; Рихард Штраус—Ленау («Дон-Жуан»), Шекспиром («Макбет»), Ницше («Заратустра») и т. д. Даже в том случае, где отсутствует непосредственный литературный источник, в основу симфонии кладется изобретенная самим композитором беллетристическая программа, чаще всего—автобиографического характера («Фантастическая симфония» Берлиоза, « Domestica»,—«Домашняя симфония» Рихарда Штрауса, его же симфонический, памфлет «Жизнь героя»).
Любопытно, однако, что именно программная симфония пытается спасти традицию героического симфонизма в XIX столетии. Так называемая «абсолютная музыка» по существу далека от бетховенианства. Это либо романтический пантеизм созерцательный культ природы (Брукнер 1), своеобразно продолжающий традицию Шуберта), либо мечтательный индивидуализм камерного плана (Шуман, отчасти Мендельсон). Философски более сложен симфонизм Брамса; однако, даже автор «десятой симфонии Бетховена» (так назвал Бюлов, как известно, первую симфонию Брамса) по существу далек от грандиозных героических концепций Бетховена; героизм и трагизм Брамса особенно 4-й симфонии) — скорее индивидуалистического типа.
Можно получить этот очерк Соллертинского о Малере целиком?