Инструменты «за сценой»

К особенностям инструментовки Малера отнесем еще умение пользоваться пространственным и эффектами.

Речь идет о группах инструментов «за сценой» (точнее—за эстрадой) или размещенных наверху, на хорах. Наиболее яркий пример—оркестр из медных и ударных инструментов за сценой в финале II симфонии: сначала отдаленный призыв валторны, повторяемый эхо; затем—трагические фанфары триолями у труб; в основном оркестре—молчание; слышны только два птичьих голоса—у большой и малой флейты; вскоре и они смолкают; воцаряется абсолютная тишина, и пианиссимо вступает хор. В скерцо III симфонии за сценой трубит почтовый рог; его сигнал переходит в длинную лирическую кантилену. В 5-й части той же III симфонии наверху размещены четыре больших, различно настроенных колокола и детский хор, имитирующий звуки колоколов своими «бимм-бамм» с подчеркиванием согласного «м». В VIII симфонии наверху помещены 3 тромбона и 4 трубы, победно входящие в кульминационных пунктах.

Следует упомянуть, наконец, и о роли динамики. Динамические обозначения в партитурах Малера тщательно размечены, будучи индивидуализованными для каждого инструмента даже в tutti, и играют колоссальную роль. Можно сказать, не преувеличивая, что какой-либо скрипач, играющий симфонию Малера, совершит меньшую ошибку, взяв вместо фа—фа диэз, нежели сыграв вместо меццо-пиано просто пиано или меццо-форте. К тому же динамические обозначения постоянно меняются, что придает музыке Малера ей особо присущий нервный, порывистый и драматический характер.

Ваше мнение...

Рубрики