Малер пишет не для утонченных ценителей

Но отыскать его он пытался. Пытался прежде всего проведением с железной последовательностью фанатика. В этом отношении Малер может быть цазван—конечно с известными оговорками—экспрессионистом еще в 80-х годах прошлого столетия.

При этом Малер абсолютно равнодушен к «изысканности» и «благородству» тематического материала. Здесь он резко отличен от импрессионизма с его погонею за мелодической и гармонической утонченностью. Наоборот, в целях максимального воздействия и потому «демократизации» симфонического языка (— Малер пишет не для утонченных ценителей и «аристократов» духа)—он пользуется решительно всем: материалом служит и сигнальная фанфара, и солдатская песня, и уличный мотив, и венский вальс, и рефрен из оперетты—все, что угодно.

Но отнюдь не для «остранений» и самодовлеющего смакования. Наоборот: путем сложнейшей полифонической и контрапунктической 16) разработки и своеобразнейшей по изобретательности инструментовки этот тривиальный сам по себе мелодический материал превращается в ряд симфонических тем величайшей напряженности и вдохновения. Наиболее поразительный пример—метаморфоза венского вальса—скерцо из V симфонии с помощью парадоксальной полифонии и оркестровки—в потрясающую симфоническую драму. При этом Малер мыслит горизонтально и линеарно. «Не существует никакой гармонии: только контрапункт»—часто повторяет он.

Ваше мнение...

Рубрики