Мировоззрение Малера
Да, искусство Малера возникает в эпоху финансового капитала, гигантских фабрик, американизированного делячества, капиталистической индустрии и ожесточенной классовой борьбы. Верно и то, что Малер выступил музыкальным протестантом и обличителем.
Но «выход» из капиталистического тупика (если только это можно условно назвать «выходом») Малер нашел—после крушения своего анахронистического замысла утопического бетховенианства—этой ярчайшей, хотя и благородной мелкобуржуазной иллюзии—только в пессимизме отречения. Не будем винить Малера: кто знает, доживи он до империалистической войны и Октябрьской революции—быть может он оказался бы таким же попутчиком революции, каким стал глубоко родственный ему по замыслу Ромэн Роллан, и симфонизм его получил бы исход четкой политической направленности. Существом мировоззрения Малера был мелкобуржуазный идеалистический гуманизм. В годы расцвета творчества Малера—на переломе XIX—X в.в.—он еще мог сыграть известную положительную роль, раскрывая глаза мелкобуржуазной интеллигенции на ужасы капиталистической эксплуатации и моральную нищету буржуазной цивилизации, организуя эту интеллигенцию против угождения рантьерской буржуазии, эстетизма и индивидуализма, шовинистического ослепления и вообще идеологической капитуляции перед разнузданным империализмом.
Примерно такую роль сыграл в предвоенные годы «Жан Кристоф» Ромэн Роллана. Ныне дифференциация внутри мелкобуржуазной западной интеллигенции идет несравнимо более быстрыми шагами; одна часть катится в объятия фашизма и социал-фашизма всех разновидностей; другая, изживая многочисленные мелкобуржуазные идеологические фикции и иллюзии, приближается к пролетариату и идет вместе с ним. Нечего и говорить, что всякое возрождение идеалистического гуманизма у послевоенного поколения литераторов и музыкантов Запада объективно играет недвусмысленно реакционную роль.