Наследие Малера — 10 симфоний.

Переобремененный дирижерской работой, заставляющей все время иметь дело с «чужой музыкой», Малер сочинял лишь летними каникулами. Теоретически можно было предположить, что «чужая музыка» раздавит, поглотит собственные композиции Малера, сделает их «капельмейстерской музыкой», нагрузит большим количеством заимствований, цитат и реминисценций.

Миф об эклектизме Малера давно разоблачен современным музыковедением (работы Гвидо Адлера, Пауля Беккера и др.). Но верно другое: Малер синтезирует развитие европейской симфонии, исчерпывая, завершая и разлагая до конца бетховенскую традицию. В том и заключается глубокое своеобразие его симфонизма.

Переходим к его анализу.

Музыкальное наследие Малера состоит из 10 симфоний:

I симфония D—dur (1885—1888 г.)—в 4-х частях.

II симфония с—moll с участием солирующих контральто, сопрано и смешанного хора (1894 г.) в 5 частях.

III симфония d—moll с участием контральто соло, женского хора и детского хора (1896 г.) в 6 частях.

IV симфония g—dur с участием колоратурного сопрано соло (1899—1900) в 4 частях.

V симфония, без определенной тональности (1902 г.) в 5 частях.

VI симфония a—moll (1904 г.) в 4 частях.

VII симфония, без определенной тональности (1905 г.) в 5 частях.

VIII симфония Es—dur с двумя солирующими контральто, двумя сопрано, тенором, басом, баритоном, детским хором и двумя смешанными хорами (1906—1907 г.) в 2 частях.

«Песнь о земле» симфония для тенора и контральто (или баритона) соло, на тексты китайских поэтов VIII в. нашей эры (сочинена в 1908 г.) в 6 частях.

IX симфония (фактически десятая), без определенной тональности (1909 г.) в 4 частях.

X симфония (фактически одиннадцатая)—осталась незаконченной.

Симфонии эти не изолированы друг от друга, но могут быть рассматриваемы, как десять глав грандиозной философской поэмы (типа, скажем, «Заратустры» Ницше 5). Каждая из них с необычайной музыкально-философской последовательностью вытекает из предшествующей. Группируются они следующим образом.

Пролог: I симфония.

Первая трилогия: II—IV симфонии. Помимо общей концепции, их объединяют тексты: все они написаны на слова песен из немецкого народного сборника «Чудесный рог мальчика», который Малер обработал в виде цикла песен с оркестром. Цикл этот и является мелодической и философской основой первой трилогии симфоний. Все три, помимо оркестра, требуют участия солистов, и во—II и III—хора.

Вторая трилогия: V—VII симфонии. Мелодическая их основа—другой цикл песен с оркестром—«Песни об умерших детях» на слова немецкого романтического поэта Рюккерта. Симфонии, входящие во вторую трилогию, носят чисто инструментальный характер.

Кульминационный пункт: VIII симфония—знаменитая «симфония тысячи участников».—Вторая часть этой симфонии—заключительная сцена из «Фауста» Гете. Симфония как бы синтезирует обе трилогии. Симфония «вокальна» от начала до конца.

Эпилог: «Песнь о земле» и IX симфония.

Кроме симфоний, у Малера имеется только ряд песенных циклов для голоса с оркестром: «Песни странствующего подмастерья», уже упоминавшиеся песни из «Чудесного рога мальчика», «Песни об умерших детях» и «Семь песен последних лет». Все оркестровые песни написаны в камерно-симфоническом плане. К ним можно добавь ранние произведения—«Жалобную песнь» для солистов, хора и оркестра, написанную еще двадцатилетним юношей,—и три тетради песен под аккомпанимент рояля, также относящиеся к юношескому периоду. Этим наследие Малера исчерпывается.

Таким образом, ни фортепианных произведений, ни квартетов, ни даже опер (что особенно примечательно, ибо Малер, как дирижер, в течение почти тридцати лет работал в оперных театрах) мы у Малера не найдем. Подобно Берлиозу и Вагнеру, Малер мыслит исключительно оркестрово. Но, в отличие от них, он выступает перед нами, как симфонист и только симфонист. Песенные циклы—лишь мелодический (и вообще музыкально-философский) материал для симфоний. Они органически сращены с соответствующими симфоническими трилогиями. В смысле верности раз навсегда избранному музыкальному жанру, более последовательного симфониста, нежели Малер, история европейской музыки не знает.

Ваше мнение...

Рубрики