Попытка Малера повторить Бетховена
В VIII симфонии—этой решающей и последней попытке Малера повторить в XX веке Бетховенскую «Оду к радости»—состав дерева пятерной и шестерной, 8 валторн, 4 трубы, 4 тромбона, туба, большой состав ударных, рояль, челеста, две арфы, мандолины, фисгармония (с острым эффектом—тремоло), орган, струнная группа; несколько поодаль, наверху—4 трубы, 3 тромбона. Далее—7 солистов (2 сопрано, 2 контральто, тенор, баритон и бас), детский хор и два смешанных хора.
Помимо введения новых инструментов (в VI симфонии челеста и молоток, издающий «короткий, глухой, мощный звук не металлического характера», в VII симфонии—теноргорн из военного оркестра, гитара и мандолина), Малер пользуется общеупотребляемыми инструментами самым парадоксальным образом. Тромбону поручаются лирические, сентиментальные или героические речитативы (в III и VII симфониях). Кроме того, уже в III симфонии тромбон делает глиссандо.
В оркестре эмансипируется деревянная группа, в динамически сильных местах уже могущая конкурировать с медью и струнами. Внутри нее—использование гротескных эс—и де-кларнетов, причем не только для каррикатурных целей, как у Берлиоза, но и для поддержки флейт в этом колоссальном оркестре, и даже для самостоятельных лирических партий (эс-кларнет в IX симфонии, напр., в конце I части),—фаготов в высочайшем регистре—еще в конце 80-х годов, высоких гобоев и низких флейт. Совершенно трансформируется струнная группа с ее беспрерывным изменением динамики, с частым употреблением col legno (ударов древком смычка), пиццикато и особенно глиссандо. Любопытно частое употребление скрипки-соло, особенно в скерцо IV симфонии, где скрипка-соло перестроена на целый тон выше: ля-ми-ре-фа диэз.
Арфа использована особенно парадоксально: то, как ударный инструмент, то, как фортепиано в две руки, то как ведущий основную мелодию; традиционные арпеджии—только в самых редких случаях. Ударные инструменты употребляются то в совокупности, давая потрясающие нагнетания и взрывы (знаменитое crescendo в финале II симфонии), то индивидуально, выполняя самые различные, даже лирические функции (тихие удары тарелок и большого барабана в третьей части «Песни о земле»; колокольца от коров, использованные отнюдь не звукоподражательно, как в»Альпийской симфонии» Р. Штрауса, но как символ отдаленного и последнего привета земли. доносящегося из долины до слуха стоящего на вершине горы одинокого странника).