Пролог. Первая симфония

Первая симфония (ре-мажор, 1885-1888)—большое четырехчастное произведение с первых же тактов обнаруживающее глубокую оригинальность симфонического мышления и языка Малера. Не забудем, что она писалась сразу же после смерти Вагнера и Листа, когда трудно было избежать гипнотического влияния байрейтского маэстро, когда Брамс только что закончил свою четвертую симфонию, а будущий модернист и вождь немецкого музыкального импрессионизма Рихард Штраус скромно преодолевал влияние Мендельсона, чтобы подчиниться принципам Листа и Вагнера.

Перед молодым композитором, впервые дебютирующим на поприще симфонии, казалось, были возможны только два пути: либо классицизм Брамса, формально восходящий к Бетховену среднего периода, фактически же питающейся соками немецкого буржуазно-интеллигентского романтизма Мендельсона и Шумана, либо программная симфоническая поэма Листа с усвоением Вагнеровской системы музыкальных образов.

На этот путь, как мы уже упоминали, вступил будущий друг и соперник Малера в области инструментальной музыки, его социально-философский и музыкальный антипод, Рихард Штраус. Малер сумел уже в первой симфонии избежать подражания, эпигонства, ученичества, и выступил с оригинальной концепцией смелой, острой, парадоксальной и в то же время необычайно свежей и непосредственной, местами почти примитивной, симфонии.

Это удалось Малеру прежде всего потому, что он—единственный из западных симфонистов второй половины XIХ века—сумел построить симфонию из песенной стихии. Тогда как ни кабинетная поздняя романтика, ни Брамс (за исключением прорывов в его симфонии венгерско-цыганского материала), ни тем более Вагнер с его хитроумным комбинированием абстрактных лейтмотивов, нагруженных философско-мистическими смыслами—никакого касания к народной песенности не имели.

Ваше мнение...

Рубрики