Школа дирижирования.
Не менее высокую оценку дал Малеру Брамс, слышавший под его управлением IX симфонию Бетховена и «Дон Жуана» Моцарта.
Малер создал целую школу дирижирования. Ее основные черты: освобождение исполняемого произведения от всяческих традиционных наслоений ), от псевдо-исторического подхода и стилизации (от чего особенно выигрывает, скажем, Моцарт, трактуемый, как живой, современный композитор, а не как экспонат истории музыки XVIII в.); подчеркивание в исполняемом музыкальном произведении его философско-этической ценности; громадная эмоциональная сила, воздействующая непосредственно на слушателя—«демонизм», как бы гипнотизирующий зал; пафос морального, отнюдь не театрального плана; контрасты от глубоко-лирического pianissimo к нечеловеческой напнапряженности fortissimo; особый стихийный ритм, при почти полном уничтожении метра, и главное—полное растворение дирижера в исполняемом произведении, с целью наиболее точного воспроизведения партитуры, а не фантазирование «по поводу» с демонстрацией собственной индивидуальности; война с красивостью, причесыванием произведения, с упрощенством в трактовке его, с дирижерским «примадонством», техническим виртуозничанием и кокетливой позой, с формализмом в истолковании партитуры. Наконец, сюда же можно добавить живую, органическую связь дирижеров Малеровской школы с венской музыкальной культурой, вследствие чего им в совершенстве удаются Моцарт, Бетховен, Шуберт, Брукнер, Брамс…
Из Малеровской школы вышли Бруно Вальтер, Артур Боданский, Отто Клемперер, Александр Цемлинский и др. Под сильным влиянием Малера сформировались Виллем Менгельберг и Оскар Фрид. Из композиторов к малеровскому кругу принадлежали Арнольд Шенберг и его ученики Антон Веберн и Альбан Берг. Шенберг посвятил Малеру свое «Учение о гармонии»; жене Малера, как известно, посвящен «Воццек» Альбана Берга.