А. Рубинштейн — Пятый концерт

Среди шестнадцати пианистов, претендовавших на единственную премию, пятеро представляли Россию: москвичи А. Гедике (он был также участником конкурса по композиции), А. Гольденвейзер, Н. Метнер и двое петербуржцев, учеников А. Н. Есиповой — М. Домбровский и Ю. Лялевич. Конкурсная программа состояла из прелюдии и фуги Баха, одной из поздних сонат Бетховена, этюда Листа, баллады, ноктюрна и мазурки Шопена, нескольких «Фантастических пьес» или частей из «Крейслерианы» Шумана, одного из концертов А. Рубинштейна.
Метнер привез в Вену такую программу: Бах — Прелюдия ре-мажор из «Маленьких прелюдий» и Фуга № 12 из «Искусства фуги» , Бетховен — Соната, соч. 106, Шопен — Четвертая баллада, Ноктюрн ми-мажор, соч. 62 и Мазурка фа-минор, соч. 63, Лист — этюд «Feux follets», Шуман — две «Фантастические пьесы», А. Рубинштейн — Пятый концерт .

640498-bigthumbnail
Одним из условий конкурса было исполнение программы па роялях фирмы «Бёзендорфер», чьи инструменты вызывали одобрение А. Рубинштейна. В архиве Русского музыкального общества удалось обнаружить копию письма, с которым Сафонов обратился к владельцу венской фирмы «Бёзендорфер» с просьбой оказать возможное содействие его молодым ученикам Метнеру и Гедике . Вскоре Сафонов приехал в Вену: он не был членом жюри, но «дирижировал все концерты и пользовался на конкурсе очень большим влиянием» .
Гольденвейзер рассказывал, что уровень зарубежных пианистов был заметно ниже, чем русских, и наибольшие основания получить фортепианную премию имел Метнер. «…Сразу обнаружилось, что у Гедике среди композиторов конкурентов нет и что, кроме него, никто не может претендовать на композиторскую премию… Члены жюри никак не хотели давать обе премии русским. … Ясно было, что фортепианную премию русскому пианисту не дадут» .
Гедике также вспоившая, что на окончательный исход присуждения фортепианной премии в немалой степени повлияла кампания, поднятая венскими газетами против Сафонова, который, не дождавшись итогов конкурса, покинул Вену. Основнуюконкуренцию русским пианистам составили итальянец Санто и бельгийский музыкант Э. Боске . Незначительным большинством голосов фортепианная премия была присуждена Боске, который, так же как и Метнер, выступил с труднейшей бетховенской Сонатой, соч. 106. Метнер был назван первым среди получивших почетные отзывы .
За поверхностью фактов, за деталями, излагаемыми с предельной объективностью, мы ощущаем не только прорехи в организации Венского конкурса, не говоря уже о закулисной возне при подведении его итогов. Письмо позволяет нам как бы заглянуть в душу молодого художника, для которого высокая мера творческой взыскательности становится нормой и жизненной позицией в искусстве. И все это высказано со столь завораживающей честностью, что прервать нить метнеровской речи было бы более чем досадно.

Ваше мнение...

Рубрики