Авторские вечера Метнера
Заботливая рука Рахманинова ощущалась и в четкой организации турне. Выступлениями с первоклассным оркестром в Филадельфии, которыми открылись гастроли Метнера, дирижировал Л. Стоковский. Николай Карлович успешно исполнил свой Первый концерт, на высоте был и ансамбль, что с удовлетворением отмечал автор. Этот успех стал как бы «зачином» гастролей. Для Америки это определило многое…
Впереди было еще немало волнений: предстояли концерты с крупнейшими оркестрами, а также сольные вечера, хоть и немногочисленные.
Однажды в начале ноября 1924 года, после первых успехов в Филадельфии и Нью-Йорке, Метнеры и Рахманиновы, как писала А. М. Метнер, провели «весь вечер в практических разговорах, да притом еще самого пессимистического свойства… Публика пресытилась, и ее уже никуда не тянет. В этом духе говорилось весь вечер. И это тогда, когда через 5—6 дней Колин концерт… Может быть, все-таки то, что он так блестяще выступал в симфонических и имел такой огромный успех и великолепные критики, и будет иметь значение?»
Волнения были связаны прежде всего с сольным концертом, назначенным в Нью-Йорке на 13 ноября. Авторские вечера Метнер, естественно, предпочитал «смешанным», но устроители не согласились . В программу концерта Метнер включил сочинения, давно входившие в его концертный репертуар: бетховенскую «Аппассионату», сонаты Скарлатти, «Фантазию» Шопена и собственные пьесы из «Забытых мотивов».
Сольный концерт в Нью-Йорке, как и выступления с оркестрами, прошли превосходно. Среди дирижеров, с которыми Метнер исполнял свой Первый концерт, ему особенно понравились Ф. Сток (в Чикаго) и Ф. Рейнер (в Цинциннати). В нью-йоркском Карнеги-холле Метнер играл Четвертый концерт Бетховена с В. ван Хогстратеном. Не было недостатка в восторженных отзывах — среди них обращают на себя внимание статьи известного критика Э. Ньюмена.
Заключительным симфоническим концертом в Детройте дирижировал О. Габрилович, который «не мог ни на мгновение отвести глаз от партитуры», однако это не помешало оркестру настолько разойтись с солистом, что Метнер «едва-едва поймал их всех, так как струнные вдребезги разошлись с духовыми, и пришлось подавать то одним, то другим» реплики . Далеко не всё, с чем столкнулся Метнер в концертной жизни Америки, было ему по душе. Огорчал разнобой в уровне партнеров, с которыми доводилось выступать в камерных программах. В авторском вечере, состоявшемся в нью-йоркском музыкальном клубе «Bohemians» 26 декабря 1925 года, Николай Карлович играл свою скрипичную сонату с замечательным музыкантом П. Коханским . Однако в концерт, назначенный месяцем позже в Чикаго, устроителями была приглашена певица Л. Винтер, чьи художественные достоинства не были безусловными. Метнер поначалу хотел отказаться от выступления, по в конце концов ему пришлось согласиться. По этому поводу А. М. Метнер писала:«Рахманинов привел такие доводы чисто делового свойства, что пришлось сдаться…, чтобы не огорчить Сергея Васильевича, который очень беспокоится, как бы не изменились к Коле здешние «дельцы» из-за одного такого отказа… решено, что пусть она поет, что хочет, только не Колины вещи» .
Хотя Рахманинов, по словам А. М. Метнер, объяснял, что «тут в Америке очень принято» монопольное право устроителей-менеджеров диктовать свои условия, тем не менее за всем этим ощущалось и некоторое их пренебрежение к серьезному музыканту.. Все же для Америки Метнер был недостаточно «моден» и блестящ. Не случайно А. М. Метнер писала: «Америка не шутка, и тут можно попасть в такие тиски, что и не обрадуешься» .