Гомофонно-гармонический стиль письма

Особенно восхищает, что при столь полифонически изощренной фактуре и «выписанности» деталей «Шествие» не оставляет ощущения нагроможденности. Чудодейственные соединения тем и полиметрия впечатляли в до-минорной Сказке (соч. 8 № 2), созданной в сонатной форме. Восхищаясь звучанием этой Сказки, Ю. Н. Тюлин делился впечатлениями, «будто на двух роялях играет фортепианный дуэт». По существу это одночастная соната, в которой Метнер уже решал магистральную задачу своего творчества — контрапунктическое насыщение фактуры в сочетании с гомофоническими приемами письма.
Тенденции к взаимопроникновению полифонического и гомофонно-гармонического письма все более воспринимались как веление времени. Возникал гомофонно-гармонический стиль письма, в котором полифония как средство насыщения отнюдь не обособлена от гомофонного письма и разнообразных приемов развития материала. В этом смысле позиции Метнера и Танеева были близки, но не адекватны: Танеев отдавал предпочтение полифонии, а Метнер считал тональное и гармоническое основание композиции ее остовом, а контрапунктную полифонию — артериальной циркуляцией пьесы.
В заметках, касающихся реформы музыкального образования, Метнер с достаточной полнотой касается различий в подходе к полифонии и ее роли. «Критикуя существенный план, не следует думать, что проводившие его люди были недостаточно умны, сведущи, — необходимо помнить, что такова участь всяких планов и теорий — обтираться об жизнь, изнашиваться ею… Танеев знал лучше меня свое дело, и если он ошибался, то я могу и тем более.
В чем же могла быть его ошибка? В том, что в его преподавании слишком большую роль играл контрапункт и фуга, который хотя и является важным отделом музыкальных знании и умений, но отнюдь не является первоосновой для них. Он важен…, но все же без него музыка как искусство мыслима. Что же является первоосновой музыки как искусства — гармония и форма. Без них нет нашего искусства» .
Пример слияния контрапунктического стиля с гармоническим Метнер видел в искусстве Моцарта — равно совершенном и с гармонической и с контрапунктической точек зрения. Возвращаясь к неизменно волновавшей его проблеме взаимопроникаемости гармонии и полифонии, Метнер указывал на Шопена, который«выходя из специфических форм гомофонии…, давал нам образчики совершеннейшего контрапункта» .

Ваше мнение...

Рубрики