Итог драматургии Первого концерта

Реприза в Первом концерте предельно сокращена . Она переходит в обширную коду, которой отведено особое место в Концерте. Выполняя функцию финала в цикле, кода фактически становится самостоятельным разделом, имеющим свое заключение («коду коды»). А. Н. Александров называет коду«изумительной и по значительности, и по сложности конструкции, и по свободе обращения с формой».
Метнер следовал традиции, широко распространенной в русской музыке, когда нерегламентированные разделы формы (чаще окаймляющие — вступления, коды) вырастают в значимости и масштабе . Грандиозная, тематически насыщенная кода является смысловым итогом Концерта. Ее роль особенно понятна с позиций «катарсиса», который ощутим в просветленном звучании финального до мажора . Это подтверждала и А. М. Метнер: «Первые записи связаны с началом мировой войны. Это событие он (Метнер. — И. З.) переживал как какой-то мировой сдвиг (это его слова)… Вы совершенно точно определяете эпизод Lamentoso в коде как трагическую кульминацию и последующее как просветление (Katharsis), всегда необходимое у Николая Карловича, и я думаю, что Вы правы, упоминая греческое искусство» . А. В. Шацкес обращал особое внимание на эпизод; в коде — дуэт фортепиано с валторной; он говорил при это; о «парении на огромной высоте». Светлый апофеоз, звучащий умиротворенно, подводит итог драматургии Первого концерта.

piano_with_flowers_260x260
Форма Третьего концерта, по своему размаху приближающегося к симфонии, также органически вырастает из его тематического содержания. Лейтмотивом концерта является начальная тема, не только воплотившая основной образ «концерта-баллады», но и пронизывающая все действие. С этой темой, полной глубокого смысла, связаны образы русалки и витязя, отвечающего на ее призывы. В первой части, написанной в свободной форме, особенно ощутима балладность. Наиболее обширен финалу в котором звучит и новый материал. Героической линии, намеченной в интерлюдии, уделено в финале значительное место. В этом — одна из особенностей Третьего концерта. Реприза финала органично завершается основной темой Концерта, звучащей гимнически светло.
В Третьем концерте Метнер снова обращается к вариационности. В вариациях, написанных также в духе импровизаций, он сумел «гармонично сочетать свой замысел с ранее установившимися формами», — как писал английский музыковед Р. Хоулт.
Вариационности Метнер придавал особое значение: «…Повторение… есть наиболее нежелательный множитель в форме… Но и оно, взятое вариационно, то есть в развитии, в сокращении, в изменении, способно дать новое освещение сказанному и тем способно содействовать развитию и росту формы» . В форме вариаций Метнером созданы «Импровизация» (соч. 31), «Вторая импровизация» (соч. 47), «Тема с вариациями» (соч. 55), средняя часть Второй скрипичной сонаты. Порой авторские решения неожиданны: в циклах пьес несколько произведений написаны на одну тему (например, в Сказках соч. 8 и 26).

Ваше мнение...

Рубрики