Ладогармоническая основа

Ведь Метнер гармонически бывает даже более сложен, чем в своих откровениях Скрябин; у последнего достаточно понять принцип, объясняющий гармонические построения.
Метнер охотно применял необычные лады. Подчеркнем последовательность проведения своеобразного лада (измененная тоника и усугубленный минор), в котором композитор как бы выходит за признанные границы мажоро-минора. Альтерационным ладом подчеркнут мрачный, трагический характер музыки «Траурного марша» . Ладогармоническая основа, как и все построение марша, своеобразны. Здесь нет картины шествия, нет и эпизодов просветления, подобно маршам Бетховена или Шопена. Не ода в честь умершего героя, не картина воспоминаний об ушедшем человеке, а будто широко раскрытые в ужасе глаза перед неотвратимостью случившегося… Таково возможное восприятие «Траурного марша», столь потрясшего Ромена Роллана. «Всего две странички текста, а сколько сосредоточенного выражения, сколько глубочайшей скорби, неприятия смерти, охватывающего нас, когда внезапно умирает молодое, прекрасное существо», — писал Г. Г. Нейгауз, называя этот марш по силе выражения и предельной лаконичности шедевром .
Многократно повторенные сопоставления аккордов создают картину оцепенения. Ощущение гармонического строя должно помочь исполнителю в воплощении сгущенного, мрачного настроя музыки:

Ладовая зыбкость, неустойчивость еще более подчеркивают это — ощутимо тяготение то к си минору, то к фа мажору.. С огромной силой звучит кульминация марша, требующая высокого накала чувств:
Эмоциональная сила протеста против трагической неотвратимости вновь сменяется оцепенением. Для передачи этого состояния Метнер находит точные гармонические средства. Трагическую картину заключает цепь нисходящих аккордов. Сходными гармоническими средствами подчеркнут характер «Похоронной песни», написанной Метнером в верхнемедиантовом ладу.
Уже в ранних сочинениях (Первой сонате, Сонатной триаде соч. 11) заметны интересные искания в сфере альтерационной гармонии, которые были затем продолжены Метнером . Сложные ладовые образования встречаются, в частности, в Сказке «Волшебная скрипка» (соч. 34 № 1). Выбор средств здесь глубоко обоснован, владение гармонией подлинно, без надуманностей и ухищрений.
Ладовое мышление Метнера нередко впечатляет простотой решений. Пример с фа-минорной Сказкой может быть назван классическим. Незаметно и очень логично разработка Сказки приводит к фа-диез-минорной репризе. Поворот мелодии подкреплен и гармонически; здесь мы встречаемся с мелодико-гармонической модуляцией, распространенной в современной гармонии.

Ваше мнение...

Рубрики