Мастерство и органичность полифонического письма

По авторским наброскам и черновикам мы вправе судить об огромной подготовительной работе, которая позволила достигнуть вершин полифонического мастерства.
Последовательное тематическое развитие характеризует партитуры метнеровских концертов. Здесь не встретить полифонии, идущей «от формул», — тематизм и развитие убеждают своей жизнеспособностью. Контрапунктическим «колдовством» отмечена первая часть Второго концерта («Токката»). В ее заключительной партии достигнуто «слитие» всех ранее появлявшихся тем. Превосходен фугатный эпизод в середине разработки «Токкаты». В финальной части — «Дивертисменте» — фугато построено на мотивах первой темы. В коде Второго концерта» органично сочетаются темы первой и финальной частей.
Впечатляет тематическое мастерство и органичность полифонического письма в Третьем концерте Метнера.
Принципы монотематизма занимали не последнее место среди метнеровских приемов письма. Тематический материал цементировал фактуру — при этом отбор средств был лишен чувственного произвола и строго взвешен. Образное богатство и изобретательность характеризуют Первый и Третий концерт, Сонату соль-минор или «Трагическую сонату», как и ряд других сочинений, которые могут быть причислены в этом плане к образцам по-» истине классическим.
Была в таком письме и своя уязвимость: известный «недорас-чет» практика, уводившего в тень именно те грани восприятия, которые облегчают его. Композиторская мысль Метнера настолько импульсивна, что проявляется в постоянной разработочности материала; слушатель как бы оказывается лишенным необходимых моментов отдыха от напряжения и неустанного внимания. Частое кадансирование не меняет положения, поскольку оно является врагом подлинного развития.
Метнер отдавал себе отчет в этом недостатке письма, особенпо в инструментальных сочинениях, но не мог отказаться от интенсивного насыщения фактуры полифонией. Такой была его принципиальная позиция, так ему писалось .
Уже в ранних произведениях Метнер предстал мастером-чародеем, в совершенстве познавшим тайны полифонической логики. Гольденвейзер связывал это с особенностями его дарования: «Метнеру присуще какое-то врожденное, совершенно исключительное мастерство контрапункта» . Умение выстроить из тематических зерен здание, полное логики, разнообразия и красоты, можно иллюстрировать на примере одной из лучших Сказок Метнера — «Шествии рыцарей» (соч. 14 № 2).
Полифоническая многослойность фактуры, многообразныесплетения тем, ритмические «перебои» и ухищрения улавливаются слухом как интересные детали, не отвлекающие внимания от общего движения музыки, живой и цельной. Музыка, полная таинственности, может быть ассоциирована с программным заголовком; впрочем, ее впечатляющая сила богаче попыток конкретно «расшифровать» образность рыцарского шествия. Непрерывная линия развития воплощена в «Шествии рыцарей» с тем «постепенным нагнетанием силы, с уходом в высоту», которые М. Шагинян считала особенностью метнеровского письма . Ю. Н. Тюлин называл это развитие в «Шествии рыцарей» «потрясающим, феерическим». Искушенный слух не может пройти мимо поразительного владения техникой мотивов.
Музыканта не оставят равнодушным интереснейшие каноны, превосходные соединения тем, одновременные их проведения в увеличении, уменьшении и т. д.:

Ваше мнение...

Рубрики