Метнер и его новое сочинение имели очень большой успех
Бесспорно, что в 1917 году Метнер завершил работу над. своим первым симфоническим опусом, хотя последние мазки, автор мог сделать в начале 1918 года, но никак не позже — премьера Первого концерта состоялась 29 апреля/12 мая 1918 года под управлением С. Кусевицкого. Солировал автор .
В аннотации, изданной к премьере, говорилось: «Концерт-этот, только что законченный, — результат свыше трехлетней напряженной работы, в промежутках которой написано, впрочем, довольно много небольших фортепианных и вокальных произведений» . Обобщить отклики печати на премьеру Первого концерта Метнера все еще не представляется возможным. Лишь немногие печатные органы помещали тогда художественно-критические материалы — перед революционной страной стояли прежде; всего другие, невиданной сложности задачи. Но даже скупой материал, найденный в архивах и периодических изданиях, дает право утверждать, что появление Первого концерта в интерпретации автора стало событием культурной жизни. Внимание к новому сочинению тем знаменательнее, что весна 1918 года была одной из труднейших весен гражданской войны. Концерт впервые прозвучал в самую суровую годину испытаний, выпавших на долю страны.
Критики отмечали «грандиозные овации», адресованные Метнеру, а Ю. Энгель, заключая свой отзыв, подчеркивал, что Метнер и его новое сочинение имели очень большой успех.
24 декабря того же года Метнер снова исполнил Первый концерт в серии вечеров под управлением С. Кусевицкого и опять с несомненным успехом.
В конце 1918 года Метнер был приглашен участвовать в работе Музыкального отдела Наркомпроса, где в ту пору решались кардинальные вопросы музыкального образования в молодой Советской Республике. В коллегии были широко представлены разнообразные художественные течения в лице видных музыкантов . Сам Метнер упоминал о своем положении «правого ретроспективиста». Сохранились тексты его выступлений на заседаниях коллегии, а также доклады Н. Я. Брюсовой, А. Д. Кастальского, К. Р. Эйгеса с обстоятельными пометками Н. К. Метпера.
С пожелтевших от времени протоколов, документов и ныне веет спорами — дебаты, видимо, были жаркими. Обсуждалась новая система эстетического образования, включая музыкальноепросвещение, — во всем его объеме, начиная с общеобразовательном школы. Сложность обстановки усугублялась тем, что тон в коллегии задавали сторонники «левого» искусства. Они нередко впадали в крайности, навязывая остальным членам коллегии неприемлемые выводы. Таким было, прежде всего, стремление отказаться от накопленного опыта, «выбросить на свалку» рельсы музыкального образования, проложенные до революции.