Метнер принадлежал к типу концертантов
Романтическая взволнованность и внутренняя огненность, сдерживаемые властным контролем Метнера, реже выходили на поверхность.
Казалось, Метнер, исполнявший преимущественно свою музыку, должен быть ближе к типу артистов, чьим выступлениям присуща уравновешенность и спокойная уверенность. Однако обретение концертного самочувствия у Метнера было своеобразным, давалось не всегда просто. «Первая вещь — обыкновенно вслушивание в рояль, акустику, и это несколько рассеивает подъем, и ему трудно забыться», — читаем в дневнике А. М. Метнер . «Трудно забыться» — эти слова согласуются с рядом высказываний, занесенных Метнером в записные книжки. Вот одно из них: «Перед концертом… дать свободу мысли, воображению!.. Закрывать глаза и помнить, что все дело в непротивлении волнам художественных образов,, чувств. Только эти волны могут смыть все волнение» .
Метнер принадлежал к типу концертантов, для которых план интерпретации (вплоть до отдельных частностей) предельно ясен еще до выхода на сцену. Исполнительский процесс бывал неизменно творческим: воссоздавался не слепок с ранее найденного, а как бы вновь постигаемый оригинал. Поэтому Метнеру необходимо было на эстраде обрести вольготность творческого состояния — без этого «вчувствование» в исполняемую музыку было невозможно. Необходимый душевный настрой Метнер называл «погружением в исполнительский сон». Артистическое самочувствие влияло и на ранее найденные решения. Иногда назаписях Метнер неожиданно брал иные темпы. Давало знать себя и эстрадное волнение, не случайно темпы чаще менялись в сторону ускорения. Так было и с «Шествием рыцарей», и со Сказкой си-минор (соч. 20). А. М. Метнер вспоминала, что обычно Николай Карлович играл «Шествие рыцарей» (особенно начало) сдержаннее по темпу. При записи, сыграв быстрее обычного, он сказал: «Сейчас я так слышу». Правда чувств, искренность передачи требовали и естественности эстрадного самочувствия — Метнер не мог переносить фальши ни в чем.
Вся жизнь Метнера в искусстве была подвижническим трудом, в котором он доходил до одержимости. Большой художник был и большим тружеником. Он считал, что «без вдохновения творческий труд не дает ничего ценного, но и вдохновение без труда — ничто» .
Достаточно прочитать дневники А. М. Метнер, чтобы убедиться, как неустанно трудился музыкант, постоянно поддерживая концертную форму, не позволяя себе ни малейших послаблений даже в сложных условиях переездов. Творческий режим соблюдался неукоснительно. Как-то в канун репетиции с оркестром, Метнеру не удалось позаниматься из-за отсутствия инструмента. Репетиция начиналась в десять часов утра — на рассвете артист отправился в зал и, проработав там два часа, вернулся спокойный и довольный. Случай характерный для Метнера с его повышенным чувством ответственности. Содержательное использование времени и «полное изгнание безделья» из распорядка дня всегда отличало Метнера. Это восхищало М. Шагинян, которая постоянно мечтала создать в своей трудовой жизни подобный уклад .