Метнер защищал достоинства-русского музыканта

Не доведя репетицию до конца, Метнер покинул зал и отказался участвовать в концерте. Попытки Кусевицкого, Збруевой и Дидерихса уладить конфликт оказались безуспешными. Метнер так и не выступил на сей раз. Более того. Поскольку инцидент широко дебатировался на страницах прессы и в музыкальных кругах, Метнер обратился с письмом в еженедельник «Музыка». «…Этот случай имеет значение, — подчеркнул он, — далеко выходящее из рамок чисто личного… Не так давно нечто подобное разыгралось между дирижером г. Фридом и гениальным Вюльнером… За два дня до моего столкновения с г. Менгельбергом тот же г. Фрид нанес такое оскорбление превосходному петербургскому оркестру, что последний отказался играть когда-либо под его управлением. Оба случая равно характерны: первый из них рисует отношение дирижеров новейшей формации к прерогативам солистов… Второй случай указывает на то ничем не оправдываемое презрение, с которым все еще продолжают относиться к русским артистам заграничные музыкальные вояжеры. Случай со мной является, так сказать, двухсторонним: в моем лице было нанесено оскорбление солисту со стороны зазнавшегося дирижера и, что еще важнее, русскому артисту со стороны заезжего иностранца» .

Rose_and_Piano_series_no_5_by_GoshinkiPickle
Знаменательно, как стойко защищал Метнер достоинства-русского музыканта, попранное заносчивым именитым гастролером. Эпизод из профессионально-художественной сферы перешел в общественную. Так он был воспринят и в музыкальных кругах. Через несколько дней после инцидента Метнеру, исполнявшему бетховенский концерт в Москве, был поднесен адрес. В нем одобрялся его поступок и выражалась полная солидарность с упомянутым письмом. Текст адреса, подписанный Танеевым, Скрябиным и другими виднейшими музыкантами, был опубликован в газетах. Скрябин, кроме того, приехал специально к Метнеру, желая лично высказать свое восхищение его позицией.
В течение 1911—1915 годов Метнер выступал только с авторскими концертами. Новые сочинения звучали впервые, как правило, перед московской аудиторией. Выступления пианиста вызывали живую реакцию московских критиков — от небольших рецензий до статей проблемного характера. «Для всякого серьезного музыканта, — писал критик О. Риземан, — ежегодный метнеровский концерт — настоящий праздник… Нынешний концерт… собрал совершенно полный зал Благородного собрания — отрадный признак того, что Москва начинает понимать и ценить этот крупный и симпатичный талант» . Не менее характерен и такой отклик: «Многочисленная публика горячо и неутомимо приветствовала Метнера, который аккомпанировал и играл свои произведения, как может покуда только он один» .После московской премьеры Метнер обычно привозил ту же программу в Петербург, где его концерты встречали разное отношение критиков. Можно было прочитать, что концерт Метнера «один из самых выдающихся вечеров сезона…, имеющий характер крупного музыкального события» . Нередкими были и негативные, даже нигилистические отзывы о музыке Метнера. Его исполнительский почерк находил понимание у большинства петербургских критиков. Однако Метнер-композитор завоевывал признание здесь куда труднее, чем Метнер-пианист.

Ваше мнение...

Рубрики