Москва встретила Метнера
Предполагалось, что Метнер будет играть с Цыгановым и «Крейцерову сонату» Бетховена, однако этот концерт не состоялся, поскольку программы выступлений Метнера — по его просьбе — были исключительно авторскими.
В феврале 1927 года Метнер вновь появился на эстраде лучших концертных залов Советской страны. В Москве выступления Метнера проходили в Большом и Малом залах консерватории. 18 февраля перед вторым отделением концерта эстрада Большого зала была заполнена виднейшими московскими музыкантами, вручившими Николаю Карловичу приветственный адрес. Обрадовала и взволновала Метнера телеграмма, полученная им в Москве перед первым концертом от своего «доброго гения» С. В. Рахманинова . Премьеры ряда новых сочинений были приурочены Метнером именно к Москве. С большим успехом прозвучали Вторая импровизация, Вторая скрипичная соната, «Сказка-танец» и в симфоническом вечере — Второй концерт, встреченный особенно горячо (по просьбе автора дирижировал А. К. Метнер). После премьеры Второго концерта состоялось чествование; адрес, поднесенный Н. К. Метнеру, прочитал К. Н. Игумнов.
А. Ф. Гедике, Ю. Н. Тюлин и другие авторитетные музыканты рассказывали, что в 1927 году музыкальная Москва встретила Метнера как одного из своих кумиров. «Возвращение Н. К. Метнера после пятилетнего отсутствия… было встречено московской публикой горячим приемом», — писал Е. Браудо . Рецензент «Советского искусства» отмечал, что «в последнее время внимание музыкального мира было сосредоточено на выступлении двух крупнейших представителей русской музыки — Метнера и Прокофьева… Оба композитора вернулись в Москву после длительного отсутствия. Оба они не только творцы, но и превосходные исполнители своих произведений, и оба они за последние годы проявили огромную творческую энергию, обогатив русскую музыку рядом значительных произведений… Оба композитора были встречены, мало сказать, бурей, а целым ураганом оваций, подтвердившим, что для тех слоев нашей публики, которая посещает серьезные концерты, имя обоих мастеров имеет огромную притягательную силу» .
Непосредственные впечатления от концертов А. Б. Гольденвейзер записал в дневнике: «Здесь в Москве Метнер. Об его приезде и чудесном впечатлении от него — в другой раз. Нынче только скажу, что пережил одно из глубоких и сильных впечатлений своей жизни от первого исполнения его нового (2-го) фортепианного концерта» . Спустя почти тридцать лет Александр Борисович говорил, что яркое воспоминание об игре Метнера нисколько не потускнело — исполнение было гениальным .