Намеченное на 1947 год третье турне по Америке пришлось отменить
Метнер все реже стал появляться на концертных подмостках и в 1944 году фактически закончил публичные выступления.Дважды он исполнил свой новый Третий фортепианный концерт, над которым работал в годы войны , а также Четвертый концерт Бетховена — спутник всей его концертной деятельности .
Особенно радовал успех премьеры Третьего концерта (19 февраля 1944 года) в Альберт-холле. Солировал автор, который в тот вечер «был особенно в ударе», как вспоминала А. М. Метнер. Оркестр и дирижер А. Боулт «очень хорошо аккомпанировали солисту, был большой успех».
Третий концерт снова прозвучал в авторском исполнении 5 июня того же года на Фестивале русской музыки в пользу Объединенного комитета помощи Советскому Союзу. Под управлением А. Боулта исполнялись в этот вечер и произведения великих соотечественников Метнера — Глинки (увертюра к «Руслану и Людмиле»), Чайковского (Четвертая симфония) и Шостаковича (сюита из балета «Золотой век»).
Так Метнер в последний раз предстал перед публикой как выдающийся композитор-пианист… Намеченное на 1947 год третье турне по Америке пришлось отменить — столь утомительная поездка была уже Николаю Карловичу не по силам…
В 1946 году фирма «His Masters Voice» предложила Метнеру запись всего цикла бетховенских сонат для фортепиано. Но пианист счел для себя задачу невыполнимой — в его репертуаре не было всех сонат, что позволило ему согласиться лишь на запись некоторых, наиболее им любимых. К тому же при всем обожании Бетховена Метнер сдержанно относился к его поздним сонатам . С той же фирмой был заключен договор о записи ряда сочинений Метнера. По состоянию здоровья Метнер счел возможным подписать контракт лишь на год. После первых записей («Импровизации», а затем совместно с Б. Моисеевичем «Хороводной» для двух роялей) произошло событие, которому суждено было сыграть особую роль. От большого почитателя музы Метнера — Майсурского магараджи — приехал представитель, капитан Бинкстед, с заманчивым предложением записать на пластинки с участием автора все произведения Метнера, если он того пожелает. Предполагалось начать с записи фортепианных концертов, особенно любимых магараджей. При всей неожиданности и даже экстравагантности обращения магараджи, оно не было случайным. Джайа Гамараджа Уадир получил образование в Оксфорде. Будучи студентом, часто посещал концерты и увлекся музыкой Метнера. Знакомству с ней, как и с произведениями Рахманинова и Скрябина, способствовала и сестра магараджи — пианистка.