Не узко понимаемая практичность
Выбор аппликатуры целенаправлен — он должен помочь выразительному произнесению всех элементов фактуры:
Аппликатура помогает четко дифференцировать двухголосие, порученное левой руке: автор настаивает на звучании одного (нижнего) голоса legato, а другого — staccato. Выбор пальцев в правой руке также обусловлен характером музыки. Плавный рисунок мелодического узора при обилии синкоп ведет к естественному скольжению (третьим и особенно пятым пальцами) на секунду. Игре legato помогают перекладывания третьего пальца через четвертый (при восходящем движении) и подкладывания (при нисходящем).
Как правило, аппликатура всех пассажей органична и определяется их динамикой, устремленностью. При нисходящем движении преобладает позиционная аппликатура, способствующая достижению legatissimo. Ровность звуковой линии при восходящих фигурациях нередко достигается без участия четвертого пальца, который чаще применяется при нисходящем движении. Изобретательные находки в аппликатуре пианистически обоснованные и целесообразны. С подобными решениями встречаемсяи в других, в том числе и менее известных сочинениях. В «Этюде (средней трудности)» четко определены принципы игры legato и позиционности аппликатуры. Поскольку непрерывность этюдной моторики предполагает нить длинных построений, широко используются приемы «удлинения» руки с помощью подкладывания и перекладывания пальцев. Сходное изложение — к Сказке соч. 26 № 2, написанной в то же время.
Таким образом, наилучшей Метнер считал аппликатуру, более всего способствующую решению конкретной образной задачи. Не узко понимаемая практичность, а прежде всего художественный замысел определяли ее выбор и принципы построения.
Композиторам дано создавать оригинальные решения, а не интерпретировать чужие идеи. Соединение в одном лице выдающегося композитора и исполнителя находит преломление и в особой редакторской точности произведений Метнера — немногие из композиторов высшего ранга записывали намерения со столь поразительной, нередко скрупулезной точностью .
Пренебрежение к авторским советам Метнер считал пагубным, но в исполнителях он видел не копиистов, а художников, индивидуально преломляющих авторские желания. Давние дебаты об отношении к авторским указаниям, а в конечном итоге — о мере творческой самостоятельности артиста, дано решить лишь конкретной художественной практике.
Теоретические положения у Метнера неизменно были итогом поисков. Значительный интерес представляют малоизвестные пометки Метнера на полях брошюры Ф. Бузони «Entwurf einer neuen Asthetik des Tonkunst»: «Чем вдохновеннее произведение, тем точнее оно записывается. Чем вдохновеннее исполнение, тем оно ближе к записанному автором. Пушкин о вдохновении!»