Немало теплых строк Метне посвятил народу и его искусству
Метнер весь был в творчестве, и именно творческой работе был подчинен годами сложившийся уклад его жизни. Этот уклад, рушился — и Метнер был растерян. Он доверительно говорил А. Н. Александрову, что заседания отрывают его от творчества, когда «голова разрывается от мыслей». «В чем-то Н. К. Метнер был человеком не от мира сего. В политике он разбирался слабо, что было типично и для среды, в которой он вращался. Единственное, что ему было совершенно необходимо, — постоянно сочинять музыку». Эти воспоминания А. Н. Александрова, близкого к Метнеру музыканта, заслуживают серьезного внимания.
А. Б. Гольденвейзер также рассказывал, что «Метнер, хотя и ненавидел самодержавие, активным протестантом не был». Впрочем, и сам Метнер не раз писал, что в политике разбирается плохо. Он искренне стремился отстоять человечность искусства от посягательств модернистов. Немало теплых строк Метнер; посвятил народу и его искусству. Однако бытовые неурядицы, неизбежные в пору общественных катаклизмов, оказались для него первостатейными, непереносимыми. Подобно ряду интеллигентов той поры, он увидел в революции прежде всего не созидание, а крушение устоев и особенно угрозу своему искусству. Получив разрешение А. В. Луначарского на временный отъезд, Метнер уехал за границу в надежде обрести спокойную обстановку для творчества .
А. М. Метнер вспоминала, что «грустно было расставаться с родиной, но надеялись, что через год-два можно будет вернуться к занятиям творчеством и исполнительством уже в России. К тому времени были готовы песни 36-го опуса и «Забытые мотивы», все три тетради, — надо было издавать и исполнять их».
Сам Метнер не раз писал о своем стремлении непременно вернуться на родину.
«…Каждая задержка в нашем пути задерживает, таким образом, наше возвращение домой, о чем я, разумеется, не перестану мечтать, какие бы удачи или счастье нас здесь ни ожидали!» Эти строки написаны в конце сентября 1921 года. Метнер был столь же категоричен в дружеском и одновременно деловом обращении к Рахманинову, когда речь шла о подписании контракта со Стейнвеем: «Я не имел в виду уехать из России на многие годы, а потому не хотел бы заключать контрактов на большие сроки» .
Метнер разделил судьбу ряда русских музыкантов, писателей, артистов, силой обстоятельств лишивших себя живительного контакта с родной почвой, вспоившей их искусство.
А. Б. Гольденвейзер имел достаточно оснований считать, что «пребывание Метнера за границей было все время трудным» .