Оценка музыки Метнера все повышалась
Об отношении Танеева к Метнеру можно судить по интереснейшим воспоминаниям А. Н. Александрова: «…Редко можно было услышать от Сергея Ивановича эпитет «гениальный». Тем более интересно отметить два случая, когда я слышал из его уст этот эпитет, примененный к произведениям современных композиторов. Один раз это относилось ко Второму концерту Рахманинова… «Гениально!» — тихо произнес Сергей Иванович, когда кончилась вторая часть, и взволнованно вытер набежавшую слезу. Другой раз это было весной 1908 года… говорили мы о последних сочинениях Метнера, именно о романсах соч. 18 на слова Гёте. Сергей Иванович восхищался ими и очень серьезно назвал их гениальными… В дальнейшем его оценка музыки Метнера все повышалась… На одном из «вторников» Сергей Иванович в присутствии многочисленных гостей, среди которых был и сам Николай Карлович Метнер, счел нужным открыто высказать свое высокое мнение о его музыке» .С какой проницательностью, более того — высочайшим тактом Танеев понял, что в вопросах композиторской техники Метнер сразу перерос начальную учебу. Немногим из педагогов дано было произнести слова, принадлежащие патриарху московских музыкантов: «До сих пор я думал, что настоящим композитором нельзя сделаться, не изучив основательно контрапункта, теперь на вашем примере я вижу, что ошибался в этом» .
Признание, однако, приходило к Метнеру не сразу. Достаточно сопоставить два факта. В начале 1905 года у Юргенсона пыли впервые изданы «Арабески» Метнера. И тут же «Русская музыкальная газета» поместила резко критическую аннотацию на эти пьесы: «Напыщенно, по невыносимо скучно. Решительную бедность вдохновения композитор прикрывает неудобно и ненужно затрудненным письмом (выдержанный затакт в фигуре аккомпанемента в № 3), заманчивыми названиями (два «Трагических фрагмента» и «Идиллия»), не отвечающими художественной ценности пьес, или, наконец, совершенно ненужными сложными обозначениями темпов и характеров исполнения… Настоящее творчество далеко от такой напыщенности» . Особое недоумение вызывают упреки в адрес «Трагического фрагмента», которым восхищался Рахманинов! Как не вспомнить слова М. Шагинян, что «Метнер не был у критиков в чести» .
В то же время многие видные музыканты подобное отношение никак не разделяли. В искусстве Метнера они справедливо видели явление необычайное по художественной значимости. Своеобразие его музыки опиралось на прочный грунт «выработанной» техники, которой Метнер был наделен от природы. Экспериментатор по своему темпераменту, он искал индивидуальные решения, старался выйти за пределы привычного. Только так могут быть восприняты изобретательные находки во многих сферах творчества — оригинальное толкование сонатной формы, интересные гармонические звучания…