Октавные пассажи в басах
Регистровые контрасты в сочетании с иными средствами динамизации применяются Метнером в узловых моментах развития. Характерен переход от интродукции к финалу «Сонаты-баллады». Октавные пассажи в басах наряду с разнообразием ритмических рисунков и патетикой мелодических возгласов подчеркивают значимость регистровых контрастов.
К столь броскому приему, как glissando, Метнер не испытывал особых симпатий, прибегая к нему в редких случаях. Таковы заключения Квинтета или до-мажорной Сонаты соч. 11. Краткость заключительной фразы требовала яркого пианистического решения, способного подчеркнуть до-мажорное завершение сонатного цикла.Не лишено интереса применение glissando diminuendo первым пальцем в Сказке соч. 51 № 1.
Метнера привлекал эффект угасания фортепианной звучности, позволявший находить тонкие образные решения. Известный прием шумановского письма (вспомним «Бабочки» или «Вариации на тему ABEGG») был своеобразно преломлен им уже в первом опусе. В пятой «Картине настроений» с помощью этого приема создавалась иллюзия колокольного звучания, доносящегося сквозь вой вьюги . К тому же приему композитор обращался в «Сонате-воспоминании», «Траурном марше». Благодаря беззвучному нажатию клавиш в марше удается сохранить непрерывность звучания траурной мелодии, ее проведения legatissimo.
Поручая каждой руке одновременное ведение различных звуковых планов, композитор тематически насыщает голоса. Их индивидуальному облику способствует и контрастность штрихов.
Разнообразные тематические сплетения заключены в пианистически отточенную форму. Подобная отделка фактуры характерна не только для соль-минорной Сонаты, откуда взят пример:
Среди многих исполнительских задач отметим здесь более специфические. Пианистам необходимо ясно представлять функции, возложенные автором на первые пальцы обеих рук, — свободное их применение на черных клавишах, частое скольжение с черной на белую, взятие первым пальцем одновременно двух звуков.
Метнер охотно доверял первым пальцам особую роль «солиста» в мелодической кантилене. Это было столь важно, что композитор счел необходимыми дополнительные ремарки: «Выделять первые пальцы» (в Первой импровизации соч. 31), «marcato (только первый палец левой руки) » в соль-минорной Сонате, «все играть легко, кроме первого пальца левой руки» (примечание к Сонате ми-минор соч. 25) и т. д. Бросается в глаза обилие указаний, относящихся к первому пальцу левой руки.Особая, организующая роль ритма всегда была для Метнера предметом особого внимания — она закономерно стала одной из наиболее своеобразных черт его творческого почерка. Развивая мысль о недостаточном владении ритмическим мастерством многими композиторами, Метнер подчеркивал, что им «необходимо наконец подумать о музыке хотя бы только как добрым ремесленникам о своем ремесле… Ни один порядочный музыкант-исполнитель не простит себе фальшивых нот, ошибок памяти или потери ритмического равновесия» . Ритмические погрешности поставлены здесь в один ряд с фальшью — в обоих случаях музыка разрушается, потери невосполнимы.