Письмо Метнера к брату

Внимательное изучение сочинений Метнера, как и его записей, убеждает в обилии педальных подробностей, тонких и своеобразных. На первый взгляд, педальные проблемы мало занимали Метнера; самый лаконичный раздел «Повседневной работы пианиста» посвящен именно педализации. Но, как нередко бывает у Метнера, конкретные художественные решения не укладываются в заманчивую схему, представляющуюся очевидной. Как ни парадоксально, музыкант, не тяготевший к половодью педальных «туманов», находил смелые педальные решения. «Педальная техника (к сожалению, зачастую отсутствующая у многих пианистов) есть единственный способ не только для фортепианной кантилены, но главным образом для полноты звучания, или, говоря точнее, для заполнения пустых регистров, образующихся при отдалении одной руки от другой. Равновесие же регистров есть главная задача всякого изложения» , — писал Метнер брату.
Существенно не только подчеркивание двух важнейших функций педали, связанных с достижением полноты и кантиленности звучания. Колористические возможности педали, надо полагать, намеренно не названы в числе основных: с графичностью метнеровского письма они не согласуются.
Письмо Метнера к брату было посвящено преимущественно оркестровке фортепианных пьес, но упоминание о неудовлетворительности педальной техники «у многих пианистов» не может быть оставлено без внимания. О том же вспоминала и вдова музыканта: «Николай Карлович считал, что педалью пользуются недостаточно разнообразно, слишком формально и прямолинейно. Очень редко прибегают к полупедали, четвертьпедали. Как пример тончайшей педализации он приводил игру Скрябина».
Метнер был вправе укорять многих пианистов, поскольку сам владел педальной техникой в совершенстве. Вспоминается, как Г. Р. Гинзбург восхищался смелостью метнеровской педализации, «далекой от дистиллированной педали», особенно в до-мажорной Сонате соч. 53 Бетховена. Писали об этом и некоторые критики, как, например, Гр. Прокофьев. Но особенно убеждают авторские записи самого Метнера, как и тексты его сочинений.Фиксация педальных тонкостей, как известно, особенно условна. Такое примечание, как «1/16 педали» , более чем относительно — оно подчеркивает не столько меру градаций, сколько тенденцию к предельной тонкости нюансов. В пятой из цикла Сказок, о которой идет речь, применение наикратчайшей педали вызвано сближением фактуры правой и левой рук, играющих в темпе Presto. Частая смена гармонической основы и мелодических узоров требует предельно тонкой и чистой педализации.
«Больше 1/8, 1/4, 1/2 педали» — такие замечания на полях сочинений Метнера нередки, иногда они вписаны дополнительно авторской рукой. Их можно встретить и в записных книжках музыканта . В педальных советах Метнер порой ограничивается самыми общими указаниями вроде: «Играть эту пьесу без педали и по метроному нельзя». Но уже на следующей странице «Сказки эльфов» соч. 48 № 2 прибегает к более конкретным указаниям. В том числе и к столь своеобразным, как педальная вибрация. Редкая в ранних опусах Метнера, она впоследствии становится распространенной. В одной лишь «Трагической сонате» педальная вибрация встречается едва ли не на каждой странице, как и в предваряющей ее «Утренней песне» .
Педальную вибрацию композитор обозначает либо словесной ремаркой: «Con vibrazione» (как в Сказках соч. 34, № 3 и 4), либо знаком, напоминающим длинную трель

Ваше мнение...

Рубрики