Представлены сочинения Метнера

Мастерство метнеровского письма необычайно высоко ставилось некоторыми видными музыкантами, считалось почти недосягаемым . Однако Метнер слишком рано впитал традиционную технику. В этом таились и зерна консерватизма, которые легко усваивались его живым умом, воспитанным в прочных академических устоях. Он, например, органически не мог выносить параллельных квинт, равнозначных «смертному греху». Столь же нетерпим был и к другим нарушениям гармонических норм, которые были для него незыблемыми. Прочно закрепившееся владение традицией с годами станет тисками, в которых будут биться пытливый разум, романтическая устремленность, бесспорно жившие в душе Метнера.
Сложный сплав, именуемый метнеровским стилем, уже в ранний период творчества сочетал в себе оригинальные, свежие проявления романтики со сдерживающим их академизмом. Эта тенденция стала характерной и для всего его творчества. Постепенно композиция все более поглощала помыслы Метнера, и он справедливо решил посвятить исполнительское мастерство пропаганде собственной музыки. С каждым выступлением сочинения концертанта занимали все большее место в программах. Новую главу в деятельности музыканта открыл ноябрьский концерт 1906 года — первый авторский вечер Метнера. Все произведения прозвучали впервые . Наряду с концертами Рахманинова и Скрябина авторские вечера Метнера стали особенностью московских концертных сезонов. М. С. Шагинян вспоминала, что эти вечера «были для слушателей праздником». «Всякий раз Н. К. Метнер знакомил их с каким-нибудь новым произведением и как бы отчитывался перед слушателями в своей работе за несколько месяцев» . В «популяризации своих сочинений» Метнер видел и смысл зарубежных выступлений. Если в первом турне по Германии в 1904 году программы состояли в основном из музыки Бетховена и Шумана, то в гастролях 1907 года по немецким городам было широко представлены сочинения Метнера. И в Берлине, и в Лейпциге звучали не только фортепианные, но и вокальные произведения, которые в ансамбле с автором пела Маргарита Вейсбах. Рецензии, появившиеся в немецких газетах, не оставляли сомнений в успехе концертов.
Известная газета «Leipziger Zeitung» отмечала, что если Метнер «мог возбудить интерес как композитор, то его игра произвела наисильнейшее впечатление» . Авторитетный критик Вальтер Ниман в статье «Kompositionsabend von Nicolaus Medtner» писал, что «пианист Метнер с полным правом возбудил неограниченное восхищение». Музыку Метнера рецензент называл «своеобразной и по-русски упрямой, требовательной», считая, что по «изобретательности ритма и сложности фактуры Метнер… превосходит даже своего соотечественника Скрябина» . Наиболее удачным был, видимо, концерт в Лейпциге (3/16 ноября 1907 года) . При вечной неудовлетворенности Метнера собой нельзя не заметить характерного признания в письме к матери: «Я играл вчера в Лейпциге, как мне редко удавалось… Благодаря этому мне удалось… наконец пронять почтеннейшую публику и даже гг. критиков. Сегодня была уже весьма лестная рецензия» .

Ваше мнение...

Рубрики