Путь Метнера
Изучая наследие Метнера, как и любого большого художника, мы не вправе «осовременивать» исторические факты. Необходимо учитывать обстановку, в которой жил и творил музыкант, окружавшую его среду, словом — всю совокупность факторов, так или иначе повлиявших на творчество. Сильные стороны художника тесно, а порой и неразрывно переплетены с его «слабостями», — забывая об этом, мы вольно или невольно можем оказаться в плену схемы, где по заранее сконструированным полочкам раскладываются плюсы и минусы.
В последние годы мы приблизились к более верному пониманию творческого пути Метнера, как и значимости его наследия.
Есть, однако, еще немало белых пятен в биографии музыканта, особенно в пору его зарубежной жизни.
Для того чтобы отделить истину от вымыслов, исследователям предстоит попытаться взглянуть на весь путь Метнера с той уважительностью и объективностью, которых явно недостает подругам и антагонистам метнеровской музы, а порой и ее крайним, пусть немногочисленным, апологетам.
Непреходящая сила и ценность метнеровского искусства прежде всего — в высоте этических идеалов художника, запечатленных в его сочинениях, в обращении к «вечным» темам бытия, в принципиальном отстаивании основ и норм искусства, в философском раздумье мыслителя и литератора-публициста, в натуральности и бескомпромиссности вдохновенного пианиста, в исканиях педагога, стремившегося открыть непроторенные дороги.
Крупнейший композитор, Метнер был и выдающимся русским пианистом. Именно в России, как нигде, в XX веке была сохранена и приумножена традиция совмещения композиции с исполнительской деятельностью. Общность устремлений автора и интерпретатора придает искусству таких музыкантов особую созидательную значимость. Нельзя не усмотреть в этом великой роли Рахманинова, Скрябина, Метнера, Прокофьева, а затем — Шостаковича, открывших перед фортепианным искусством новые горизонты.
Широкоизвестной стала мысль Метнера, высказанная в статье о Рахманинове: «Тема его вдохновеннейшего Второго концерта есть не только тема его жизни, но неизменно производит впечатление одной из наиболее ярких тем России и только потому, что душа этой темы русская. Здесь нет ни одного… народнопесенного оборота, а между тем каждый раз с первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь свой рост подымается Россия» . В этих строках Метнер сумел сказать главное о своем друге и собрате по искусству. Слышится в них выстраданное, сокровенное — ведь вне русской почвы, вспоившей и самого Метнера, проникнуть в глубины его творчества невозможно.
Метнер не потрясал основ, не стремился ошеломлять новациями К сожалению, печальной традицией многих изданий, как и высказываний об искусстве Метнера, стало подчеркивание ретроспективизма, якобы определяющего все творчество композитора.
Именно модернисты, не сумев поколебать реалистические основы искусства Метнера, поспешили объявить его музыку «вчерашним днем». И это в то время, когда именно антимодернистские для того времени особенно современные задачи были неизменным камертоном для музы Метнера. Оказавшись за рубежом, композитор постоянно подчеркивал, что он стал к себе боле« придирчив именно с тех пор, как увидел «бездну разнузданности и безбожности» в тамошнем музыкальном творчестве. Для нас необычайно важны принципиальность его борьбы за содержательность искусства, тяготение к классическим нормамписьма, хотя Метнер порой был склонен к крайностям и не понял ряда выдающихся новаторских явлений искусства.