Репутация Метнера
Как концертирующего пианиста была в Англии высокой. Этому способствовал и внушительный успех концерта, в котором музыкант выступил только с исполнением произведений других авторов. Метнер долго не соглашался — ведь в его сольных программах вот уже в течение десятилетий неизменно присутствовали собственные пьесы. В лондонском концерте 19 февраля 1936 года Метнер, что называется, «тряхнул стариной»: в программе появились столь виртуозные этюды Листа, как «Блуждающие огни» и «Хоровод гномов», давно не исполнявшиеся пианистом «Забытый вальс» Листа и Полонез ми-бемоль минор Шопена, его же этюды. И все это — в сочетании с «Фантазией» Шопена, «Аппассионатой» и 32 вариациями Бетховена, которые не раз включались музыкантом в фортепианные вечера. Сама по себе программа более чем внушительна. Успех, который сопровождал концерт Метнера в переполненном зале Эолиан-холл, превзошел ожидания. Если имя Метнера-композитора уже снискало ему известность в Англии, то после этого концерта критик газеты «Дейли мейл» заключал: «…Метнер своим концертом доказал, что он равно велик и как композитор и как пианист…» . Большинство откликов, появившихся на следующее утро после концерта, было подстать высказыванию «Дейли телеграф»: «Публика оказала ему (Метнеру. — И. З.) восторженный прием. И действительно, это была игра высокого стиля, какая присуща только избранным пианистам» .
Метнер часто выступал в крупнейших городах — Лондоне, Бирмингеме, Ливерпуле, Гуле, Оксфорде, где был возведен в ранг доктора Оксфордского университета. В построении камерных программ он предпочитал привычный авторский вариант. Метнер имел большой успех, исполняя в известных Promenade-Concert Четвертый концерт Бетховена (11 сентября 1936 года) и свой Второй концерт (24 сентября того же года) с оркестром под управлением Г. Вуда, организатора этих общедоступных вечеров .
В Англии Метнер обрел наконец необходимый достаток, позволявший спокойно работать над новыми сочинениями. Среди них следует, конечно, прежде всего назвать Третий фортепианный концерт, соч. 60, а также произведения для двух фортепиано (сказку «Русский хоровод» и «Странствующий рыцарь», соч. 58). Была также завершена долголетняя работа над Квинтетом, изданным без указания опуса.
Мир приближался ко второй мировой войне — она уже бушевала в ряде стран. Метнер тяжело переживал «роковую судьбу», которая «отделила, оторвала»… «от самого близкого, родного, то есть России» . В переговорах о выступлении по Би-би-си Метнер в письме к одному из служащих компании протестовал,когда о нем упомянули как о немецком композиторе. «Говорилось о моем немецком происхождении вместо того, чтобы сказать, что я русский композитор, о чем не было даже упомянуто. Я русский не только по рождению, но и по своему воспитанию, и такими были уже мои дед и бабушка» . Известие о фашистском наступлении на Москву ошеломило Метнера, и он вынужден был отменить выступление, которое было назначено на 26 октября 1941 года. В письме к друзьям Метнер объяснял свое состояние, послужившее причиной отказа от выступления: «…Я дал свое согласие до начала похода на Москву… Мне очень трудно описать, какую пытку я переживаю из-за этого похода. Конечно, эта пытка началась уже с 22-го июня (начала войны с Россией), но Москва переживается мною, как будто я нахожусь там, а не здесь» .