У Метнера есть привилегия собственных кадансов

Тональная «разрозненность» напоминает и о таких классических образцах, как первый из «Забытых вальсов» Листа, в котором оттенок воспоминания, чего-то туманного, зыбкого ощутим в репризе, написанной полутоном выше . Аналогичный характер присущ и репризе фа-минорной Сказки — Метнер, повоспоминаниям Тюлина, «особенно гордился этой модуляцией». Упивался ею и Г. Г. Нейгауз, называя ее «совершенно замечательной»:

Как и у многих крупных авторов, у Метнера есть привилегия собственных кадансов . Для них он ищет «изюминки», прибегая к необычным альтерациям, отклонениям в далекие тональности . Поразительно написанные кадансы встречаются в Сказке соч. 8 № 1 , в заключении «Идиллии» (соч. 7 № 1) и других пьесах молодого Метнера:

В прямой связи с графичностыо находится и сокращение длительности гармонических долей, поскольку колористические задачи отходят на дальний план. Мясковский подчеркивал: «…Гармонические расположения отличаются сближенностью исвоеобразными удвоениями, отчего гармония тоже приобретает характер сгущенности-черноты» .
Хотя политональность не была присуща Метнеру, отметим однотональные, но смелые для тех лет полигармонические наслоения, которые иногда образуют многотерцовые созвучия — они часты в поздних сочинениях («Гимны труду», Сказки соч. 51). Привлекают внимание и квартовые ходы (в духе Дебюсси) в третьей части «Романтической сонаты».
Свежестью гармонического языка отмечена партитура Первого концерта. Не лишена интереса гармоническая основа вступления. На фоне тонического органного пункта сопоставлены два диссонирующих аккорда — терцквартаккорд второй низкой ступени и доминантсептаккорд. Такое сопоставление создает как бы волны взлета и спада, напряжения и разрядки. В фортепианном изложении терцквартаккорда подчеркнуты малые секунды и большие септимы, поэтому его переход в доминантсептаккорд воспринимается как разрядка, снятие напряжения . Впечатляет не столько своеобразие гармонических средств, сколько их взаимодействие в общем контексте:

Метнер часто прибегает к натурально-ладовой гармонии, указывающей на связь с русской традицией (в том числе и с народной музыкой). Характерный пример — Сказка «Песня Офелии» (соч. 14 № 1), написанная в дорийском ладу . С первых звуков покоряет русская по складу мелодия, близкая к заплачкам. Ее основа народнопесенная, хотя от поверхностного взора эта связь скрыта «европейской» гармонизацией:

Ваше мнение...

Рубрики