В динамических нарастаниях

Метнер иногда рассчитывает свою фортепианную фактуру на большие руки пианиста, хотя такие случаи относительно нечасты, но к некоторым сочинениям эти авторские требования совершенно неукоснительны. Так, об этом легко судить по изложению ми-минорной Сонаты (соч. 25), где в серии децим каждая подчеркнута авторским crescendo! Кода соль-минорной Сонаты, как и фактура кульминационных эпизодов в концертах Метнера, также предполагает — особенно с учетом масштабности звучания — наличие больших рук .
Композитор нередко прибегает к передаче фраз или нескольких звуков от одной руки к другой, что позволяет более пластично, без напряжения вести тематические линии. В ми-минорной Сонате или «Сонате-сказке», в которых ощутим расчет на большие руки, такие передачи встречаются особенно часто . При интенсивном насыщении фактуры тематическими подголосками и узорами обращение к такому приему логично и в других сочинениях. Таков один из элементарных случаев подобных «передач»:
Порой Метнер приходит к остроумным решениям, позволяющим как бы удлинить руку:

Нередки обращения композитора к приемам martellato, особенно в динамических нарастаниях или в бурных пассажах. Наиболее «метнеровские» из них окрашены полифонически, что позволяет при игре martellato вести несколько звуковых планов. Любопытно использован этот прием в первой части «Сонаты-сказки» — аккорды, поддерживая основную мелодическую линию, становятся действенным фоном. При этом для martellato применяются пальцы, свободные от ведения мелодической канвы:

Впрочем, Метнер прибегает и к традиционному использованию этого приема (см. заключение Сказки соч. 26 № 4 или подход к репризе в «Трагической сонате»).
Следует особо подчеркнуть, что в большинстве произведений Метнера фактура вполне доступна многим исполнителям — композитор не был склонен ориентироваться на ограниченный круг пианистов, обладающих большими руками. К тому же тематическая насыщенность фактуры не располагала к превалированию крупной техники. Ее значимость у Метнера все же не была столь первостатейной, как, скажем, у Рахманинова (не говоря уже о Листе).
В раннем творчестве Метнер любил вычленять в аккордах мелодическую канву. В таких случаях вспомогательная рольаккордов подчеркнута их расположением на слабых долях тактов (например, во второй «Картине настроений»):

Когда аккордовые построения включены в многоплановую фактуру, композитор не прочь прибегнуть к словесным пояснениям. Они призваны напомнить исполнителю о дифференциации звуковых планов. Поскольку басовая линия сразу привлекает внимание гибкостью и рельефом, авторская ремарка весьма к месту. Значимость выдержанных звуков в верхнем голоса необходимо было подчеркнуть

Ваше мнение...

Рубрики