В Германии русскому музыканту довелось пройти через уйму трудностей и унизительных хлопот

Письма из Германии, где Метнеры обосновались поначалу, приоткрыли завесу над попытками наладить концертную деятельность, достойную такого артиста, как Метнер. Если в России еще недавно отмечалось, что «год от году и на глазах искусство г. Метнера становится все более популярным и собирает вокруг себя все бóльшую аудиторию» , то в Германии русскому музыканту довелось пройти через уйму трудностей и унизительных хлопот.
Нравы и обычаи тамошней музыкальной жизни были совершенно чужды Метнеру, его натуре.
Продажа издателю Циммерману цикла «Забытые мотивы», привезенного из России, на время оградила Метнера от материальных забот. «…Средств у нас, надеюсь, хватит до начала деятельности, если таковая не заставит себя ждать более одного, двух месяцев», — писал Метнер в декабре 1921 года .
«…Пока Коля готовится к концертам, — читаем в берлинском письме А. М. Метнер, — хорошо, если бы они дали ему доход и чтобы потом он мог сочинять» .

TSvetyi-na-pianino-21
Но уже через месяц надежды начинают таять. «…До сих пор я занят исключительно разрешением той вечной проблемы-загадки, которая складывается приблизительно в такую формулу: чтобы выступать на эстраде и иметь успех, надо быть «известным», равно как и для того, чтобы быть «известным», надо выступать на эстраде и иметь успех» . «Возможно, что скоро придется играть. Без приглашений же ни за что не хочу появляться на эстраде, так как здешние критики все поголовно не музыканты и потому или вовсе не пойдут на концерт «неизвестного», или же просто не догадаются, с кем имеют дело, если их кто-нибудь не надоумит. Надеюсь, что статья Оскара Би, в которой я называюсь даже «знаменитым» и где моя музыка причисляется к «лучшему, что есть в настоящее время», а также мнение таких авторитетов, как Никиш, сумеют надоумить многих из этих ослов» . Статьи авторитетов мало помогли. Ожиданиям Метнера все же не дано было осуществиться, хотя его первый авторский вечер имел большой успех: «Концерт мой (10 числа) …прошел блестяще в том смысле, что не только вернулись расходы, но был и доход в 600 марок, что по местным условиям для 1-го дебюта совершенно исключительно. Кроме того, зал был полон.Играл я очень удачно и успех у публики имел огромный». Казалось, желанная цель была близка. Однако последовало горькое разочарование: «…Критика меня так прохватила, что надеяться на дальнейший успех в этом гнусном злачном месте не приходится…» .
Из письма Метнера очевидно, что за хвалебную рецензию тамошние критики требовали мзду, что категорически отвергалось Метнером, как и любое проявление торгашества — в искусстве ли, в жизни…

Ваше мнение...

Рубрики