В письмах Метнера все заметнее сквозит удрученность, даже подавленность

Метнер особо подчеркивал, что «писал я ее («Музу и моду». — И. З.) на родном языке и, конечно, для родины, воспитавшей меня и мое художественное мировоззрение» .
Высказывание, значительность и емкость которого не переоценить, — ведь речь шла о метнеровском «не могу молчать!»…На родном языке «Муза и мода» и увидела свет — она была выпущена в свет в 1935 году парижским издательством «Таир», принадлежавшем Рахманинову .
Смелость, более того — мужество, с каким выступил Метнер «в защиту основ музыкального искусства» (таков подзаголовок «Музы и моды»), не нашли должного отклика у современников. И если стремление недругов замолчать книгу, не заметить ее появления не было неожиданным, то от единомышленников и друзей Николай Карлович вправе был ждать куда большего понимания.
Вскоре после выхода книги из печати Метнер просит дочь Рахманинова, Ирину Волконскую, передать Сергею Васильевичу благодарность за добрые слова о «Музе и моде»: «Скажите ему, что я был страшно обрадован его положительным впечатлением от моей книги. Это единственное утешение среди того жуткого, гробового молчания, которое пока является единственным ответом на появление моей книги» .
В письмах Метнера все заметнее сквозит удрученность, даже подавленность: «О книге стараюсь не думать, так как все время получаю одни свидетельства полного непонимания моих мыслей. Причем не понимают не только отвлеченных мыслей, освещающих «музыкальные смыслы», но и самых обыкновенных, конкретных и, казалось бы, каждому музыканту доступных соображений о музыкальной теории» .

395654-2560x1600
Тем же летом 1935 года он раздраженно писал: «…Я минутами бываю одержим нетерпением, что все мои труды за последнее время проваливаются в пустую и глухую бездну… В такие минуты мне хочется что-то сделать. Так, например, мне часто хочется устроить скандал по поводу того, что мои граммофониые диски не выпущены в свет и не размножены. Но кому и как учинить этот скандал, не знаю… Вот теперь так же и с книжкой… Ее явно хотят замолчать. Но все же навязывать я никому не стану» .
В октябре 1935 года Метнеры переехали в Англию. С наибольшей откровенностью причины переезда высказал сам композитор: «До сих пор мы жили (во Франции) как бы независимо от мира… Эта независимость… постепенно превратилась в полную материальную беспочвенность…, чтобы попробовать создать себе какую-то материальную почву, перекочевали сюда в Англию… Жизнь наша по некоторым симптомам как будто может (в довольно отдаленном будущем) прийти в известную норму. Но пока у нас нет никакой почвы, чтобы строить какие-либо планы» . В Англии Метнер продолжал делить свои творческие устремления между композицией и исполнительством, выступая со значительным успехом. «Сочинял я мало, так как переезд в новую страну был связан с необходимостью принимать все концертные предложения… И хотя их было и не так много, но все же достаточно, чтобы раздробить необходимое для сочинительствавремя на мелкие кусочки», — писал он после двух лет жизни на Британских островах .

Ваше мнение...

Рубрики