В семье Метнеров очень любили музыку.

На особенности метнеровской педагогики пролили свет высказывания учеников Николая Карловича — профессора А. В. Шацкеса, П. И. Васильева, М. А. Гурвич, Н. И. Сизова.
Автор постоянно ощущал помощь и содействие родных Н. К. Метнера — Веры Карловны и Николая Петровича Тарасовых.
Трудно переоценить счастливую возможность, которая представилась автору работы, — обобщить высказывания таких музыкантов, как А. Ф. Гедике, А. Б. Гольденвейзер, Г. Г. Нейгауз, С. Е. Фейнберг, А. Н. Александров, Н. Г. Райский, Ю. Н. Тюлин, К. Г. Мострас, Э. Г. Гилельс, Я. И. Зак, Г. Р. Гинзбург, Д. М. Цыганов, Т. П. Николаева. Впервые публикуемые, они помогают лучше понять особенности творческого пути большого русского музыканта — Николая Карловича Метнера.
Автор сердечно благодарит всех, кто помог в завершении этого издания. Если книга пробудит живой интерес к искусству Н. К. Метнера, достойному самого внимательного и заинтересованного изучения, автор сочтет свою задачу выполненной. Глава первая
Жизненный и творческий путь Николай Карлович Метнер родился в Москве 5 января 1880 года (24 декабря 1879 года по старому стилю). Его отец, Карл Петрович, был близок к коммерческим кругам. Мать, Александра Карловна (урожденная Гедике), происходила из семьи, давшей немало известных музыкантов. В семье Метнеров очень любили музыку. Александра Карловна, неизменная посетительница концертов А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов, обычно брала с собой на концерты детей. Она начала учить Николая игре на фортепиано, едва ему минуло шесть лет . Мальчик выказал несомненную склонность к музыке: пытался сочинять пьески для фортепиано, покрывая нотными значками каждый клочок бумаги. Когда старший брат Александр начал учиться на скрипке, шестилетний Николай без посторонней помощи приноровился играть и на этом инструменте. Оба юных скрипача вместе со своим двоюродным братом Александром Гедике составили семейный ансамбль, музицировавший в доме Метнеров . Вскоре они стали участниками детского оркестра, организованного известным педагогом А. А. Эрарским .
Развитию музыкального дарования Николая в семье уделялось много внимания. С десяти лет мальчик начал брать уроки у своего дяди — Федора Карловича Гедике, преподававшего в Московской консерватории. Уже тогда мальчика особенно привлекала серьезная музыка, ему «нужен был Бах, Моцарт, Скарлатти, и учитель в конце концов должен был уступить, вероятно, без особой досады» .

Ваше мнение...

Рубрики