Вслед за Тютчевым Метнер также ощущал Вселенную одухотворенно

«Тема ветра» нашла впечатляющее решение у А. Блока — в его стихах все определеннее звучала протестующая гражданственность. Для Блока «тема ветра» несла в себе и проявление тревоги за человека, боязнь принижения его личности. Блоковское «угрюмство», его «страшный мир» — формы протеста художника, причастного к судьбам многих людей. Совесть художника призывала всматриваться в «непроглядный ужас жизни», не мирясь с ним. В этом угадывался будущий автор «Двенадцати» — поэмы, впоследствии определившей место Блока на стороне социалистической революции .
Трагические образы ночной мглы, вьюг с их завываниями, предчувствия, полные тревоги и надежд, волновали многих русских композиторов, в том числе Рахманинова и Метнера.
Уже в первом опусе Метнера бесспорно ощутима тревога, которую вдохнул «ветер времени» с его вьюгами и раскатами грома. В пятой из «Картин настроений» это подчеркнуто эпиграфом (из Лермонтова) :Метель шумит, и снег валит,
Но сквозь шум ветра дальний звон,
Порой прорвавшийся, гудит;
То отголосок похорон.Близость музыки к ряду сочинений Рахманинова, отмеченных мрачными настроениями и зловещими предчувствиями, вне сомнений (Этюд-картина ми-бемоль минор, соч. 33, Этюд-картина до минор, соч. 39, до-минорная Прелюдия). Поражает у юного автора пианистическая разработка, пронизанная тончайшей образностью.
С одной из самых значительных, написанных в «эпическом духе» сонат Метнер связывает строки Тютчева: «О чем ты воешь, ветр ночной? О чем так сетуешь безумно?..» Эпиграфом к ми-минорной Сонате (соч. 25 № 2) становится все стихотворение, которое завершается словами:Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!
Из смертной рвется он груди,
Он с беспредельным жаждет слиться!..
О, бурь заснувших не буди —
Под ними хаос шевелится!..Такую программность эпиграфа (у Метнера — «motto») не следует понимать, как обращение к потустороннему или непознаваемому. Вслед за Тютчевым Метнер также ощущал Вселенную одухотворенно, в единстве с человечеством. Явления природы олицетворяли жизнь в ее многообразии. Вспомним строки Тютчева:Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…В этом убеждает музыка Сонаты, проникновенная, обращенная к людям . Характером музыки глубоко обосновано и посвящение Сонаты Рахманинову. Метнер сохраняет верность волновавшей его теме и в Сказке ми-минор, соч. 34 № 2. Ей также предпослан эпиграф из Тютчева — случайность подобного совпадения у Метнера исключена .

Ваше мнение...

Рубрики