Избегал Николай Яковлевич выступать и с публичными речами…
Здесь Николай Яковлевич очень точно себя охарактеризовал. Он, действительно, старался всегда думать о людях как можно лучше, не осуждать их, не попытавшись предварительно объяснить причины тех или иных совершенных ими поступков. Надо ли говорить, что это приносило Николаю Яковлевичу немалые огорчения…
Внешняя скромность Мясковского распространялась на всю его жизнь, на все его, если позволительно так выразиться, поведение в личной и общественной жизни. Он любил провести вечер с друзьями, помузицировать с ними, побеседовать на самые разные темы, но за всю свою жизнь он не устроил ни одного парадного приема. Отказавшись в свое время от переезда в новый дом композиторов, он прожил многие годы в маленькой трехкомнатной квартире на Сивцевом Вражке.
Участвуя едва ли не во всех начинаниях нашей музыкально-общественной жизни, Николай Яковлевич с образцовой добросовестностью и ответственностью выполнял деловую часть выпадавших на него при этом обязанностей, но всемерно избегал связанных с ними всякого рода торжеств, банкетов, приемов. Занимая одно из самых первых мест в музыкальной жизни Советской страны и пользуясь известностью во всем мире,— он мучительно боялся ламп фотокорреспондентов и записных книжек репортеров… Избегал Николай Яковлевич выступать и с публичными речами…
На чем же основывался огромный непререкаемый авторитет Мясковского, которым он пользовался в самых широких музыкальных кругах на протяжении бо- лее четверти века?.. В первую очередь… на живом интересе к творчеству своих современников. Это качество было в высшей степени присуще Мясковскому. Оно, вероятно, и служило источником той особой притягательном силы, которая влекла к нему буквально всех музыкантов «от мала до велика»… В нем до последних дней жил неистребимый интерес ко всему новому, что ежедневно рождалось в нашей музыке. И познания Мясковского, его эрудиция здесь были поистине феноменальны. Никто не мог… соперничать с ним в знании советской музыки, причем знании не формально книжном, а живом, основанном на вслушивании и вчувствовании в нее… Про него с полным правом можно сказать, что он жил в самой гуще нашей музыкально-творческой жизни…» (Из статьи Д. Б. Кабалевского «О Н. Я. Мясковском».)
В 30-х годах Н. Я. Мясковский написал по просьбе Г. Н. Хубова «Автобиографические заметки о творческом пути» для журнала «Советская музыка». Личность композитора запечатлелась в них с большой отчетливостью— в их жестко самокритическом тоне, в их крайней сдержанности не менее, чем в сообщаемых фактах. Скупые, строго фактические сообщения Н. Я. Мясковского расцвечивают живыми подробностями его сестры:
«Из детских лет вспоминается время, связанное со смертью матери. Мы живем в Казани. Брату девять лет… Провинциальная, скучная жизнь, не скрашиваемая общением с природой (на дачу мы не ездили), не отлагает в душе никаких ярких впечатлений.