Крайняя насыщенность
На родство Мясковского с Танеевым указывал в свое время И. Глебов, а недавно — В. Протопопов [1]. Связывая стиль Мясковского с русским и западным экспрессионизмом, В. Протопопов обращает внимание на некоторые особенности интонационного строения его мелодий. Частые ходы на остро диссонирующие интервалы… или, наоборот, напряженно поступенное хроматическое движение, «подползающее» к опорным звукам мелодии или окружающее их… — таковы наиболее важные черты интонационного языка Мясковского, типичные для его ранних сочинений.
…Большую роль играют другие факторы, например, особая извилистость, ломаность мелодического рисунка, сочетаемая обычно с временной или длительной неясностью ладотонального центра, — что также в огромной степени усиливает внутреннюю напряженность мелодического движения. В тесной связи с указанным выше находится и ритмика остро импульсивная, капризная, не терпящая устойчивых формул движения, постоянно — [1] О тематизме и мелодике С. И Танеева. — Сов. музыка, 1940, № 7. наперекор инерции — преодолевающая их. Отсюда… типичные для Мясковского упругие ритмические торможения мелодии…
Крайняя насыщенность, вязкость звучания вызвана предельной отягченностью каждого аккорда альтерациями и неаккордовыми звуками. Фонический эффект отдельных аккордов чрезвычайно резок и своеобразен; вместе с тем, они не выделяются из общей ткани, не превращаются в самодовлеющие гармонические комплексы благодаря их частой и функционально обоснованной смене при строго выдержанном голосоведении… Мясковский в своих ранних симфониях доводит вагнеровскую альтерационную технику до крайних пределов, но не переходит той грани, за которой динамика уступает место чистой красочности или отвлеченно линеарной конструктивности.
Тонально-дезориентированным движением он пользуется как своеобразным сильным динамическим средством, значение которого определяется именно тем, что оно происходит в общих рамках определенной мажорной или минорной ладотональности. Как и многое в стилистике Мясковского, этот прием затуманивания ладотонального центра и «оттягивания» его прояснения приобретает в его ранних произведениях преувеличенные формы выражения; разработочные эпизоды превращаются здесь в бесконечно длящееся, слепое и мучительно затрудненное движение. Но в самом этом принципе заключались интересные выразительные возможности… Не только у Мясковского, но и у многих композиторов XX века свежесть гармонического и мелодического языка связана, между прочим, с этой своеобразной техникой «дразнящего» околотонального или замаскированно тонального движения…
Тематика ранних сонатно-симфонических произведений Мясковского чаще всего принадлежит к общеромантичeскому типу. Ее ближайшие источники — Лист, Вагнер, Чайковский… Аппассионатные темы, используемые им обычно в главных партиях первых и финальных частей, чрезвычайно динамичны. Отличаясь обычно краткостью, они дают импульс для широкого симфонического развития. Но это развитие до крайности связано, отягчено, запутано в лабиринте хроматизмов и колючей изгороди альтерированных аккордов…