Деньги на культурно-просветительные цели

ВЦСПС вынес постановление о том, что в связи с добровольным характером вступления в члены профсоюзов сбор членских взносов не может производиться в принудительном порядке. Поскольку театральные предприятия были в своем подавляющем большинстве мелки, а местом основного заработка артистов являлись десятки учрежденческих культпросветительных ячеек, наладить более или менее правильный сбор членских взносов в пору общей разрухи было совершенно невозможно. Я тратил на это много энергии, но вскоре выяснил, что не собираю и одной трети членских взносов, а это могло поставить Союз в невыносимо тяжелое положение. И я решился нарушить постановление ВЦСПС. Я отправился к Марии Федоровне и попросил мне помочь.
Деньги на культурно-просветительные цели отпускались через Горнаробраз, передоверивший свои функции в области искусства Тео (Отделу театров) и Музо Наркомпроса. Нужно было дать распоряжение бухгалтерии Тео удерживать по ведомостям на зарплату полагающийся с нее процент и переводить его на счет Союза.
Мария Федоровна вызвала для совета П. П. Крючкова и своего главбуха. Оба они стали энергично возражать. Мария Федоровна их спокойно выслушала и спросила:
— А чем это нам грозит?
Оппоненты смутились и помолчали, а потом бухгалтер сказал:
— Вам, конечно, ничем, а нас с Петром Петровичемобязательно исключат из Союза. Тогда вы должны будете уволить нас со службы.
Мария Федоровна рассмеялась и ответила:
— Ну, большевистский бог строг, но и милостив. Мы с Сергеем Юрьевичем вас как-нибудь отстоим в правлении Союза. Надо сделать!
Решение было принято, и скажу, кстати, что месяца через три-четыре на таком же «добровольно-принудительный» способ перешли еще некоторые профсоюзы.
Можно смело утверждать, что никогда искусство не было объектом такого пристального внимания и интереса со стороны людей разных профессий, как после Октябрьской революции. B частности, большое внимание стал проявлять к работникам искусств Институт мозга, руководимый известным ученым, профессором Владимиром Михайловичем Бехтеревым. Так, например, институтом было организовано изучение психофизического состояния работников искусств до выступления и после него. Не то в конце 1921-го, не то несколько позже я присутствовал на лекции самого Бехтерева, касавшейся коллективного сценического исполнения. Ученый был не просто внимателен к работникам искусства, но буквально искал случая помочь любому из нас советом, разъяснением.
Институт производил обследования физической и нервной усталости артистов, их состояния до первого выхода и по окончании спектакля или только одной большой сцены. Если в институте сохранились записи, то показательным должен быть результат обследования творческого напряжения артистов Е. М. Грановской и С. Н. Надеждина.

Ваше мнение...

Рубрики