Для французской прессы

Константин Сергеевич рассказывает о посещении его неким журналистом, которому, очевидно, хотелось, выражаясь терминами французских коммерческих газет, «завязать рекламные отношения», являющиеся непременной принадлежностью всякого театрального предприятия в Париже.И так как Константин Сергеевич не отличался, по-видимому, особой податливостью в этом пункте, то журналист завел разговор о русской прессе: «Скажите, пожалуйста, сколько вы платите в месяц Кугелю за то, что он вас ежедневно ругает?»
— Для французской прессы, — продолжал Кугель, — ежедневная ругань является величайшей рекламой. Теперь я скажу о том, что я ругал моих уважаемых противников, в сущности, глубоко их любя. И теперь, я прошу не принимать это как комплимент,— оглядываясь на свою 25-летнюю рецензентско-политическую деятельность, я должен спросить, сколько я должен был бы заплатить, по мнению того журналиста, уважаемым Вл. И. Немировичу-Данченко и К. С. Станиславскому за тот огромный материал, который они давали моему уму своими чрезвычайно продуманными, глубоко обоснованными философски и блестящими в литературном отношениипостановками? Потому что я помню еще то время, когда театральная критика представляла собой нечто эмпирическое, совершенно беспорядочное, возникающее лишь на основе индивидуальных впечатлений. С появлением Художественного театра появилась за это время дисциплинированная театральная критика…
…На какую бы точку зрения мы ни стали, мы должны сказать, что бывают явления, к которым вообще не приложима субъективная критика, которые могут быть судимы и надлежаще поняты и о которых можно говорить только с точки зрения исторических перспектив. Эти исторические перспективы уже В настоящее время совершенно ясно определились, и эти исторические перспективы говорят, что явление Художественного театра есть явление огромное и за этот Художественный театр мы не можем не воздать «спасибо»…
Говоря о Кугеле, я не могу хоть вкратце не остановиться на театре «Кривое зеркало», которого Александр Рафаилович был инициатором, идейным вдохновителем и
«Вечерняя Красная газета», 1928, 7 октября.
художественным руководителем со дня основания до его ликвидации в трудные годы войны и революции, реставратором и художником со дня возрождения театра в 1920 году до самой своей кончины.
К сожалению, сведения об этом театре, приведенные в двух изданиях Большой Советской Энциклопедии, не соответствуют действительности. Верные сведения даны только в «Театральной энциклопедии». Однако упоминаемое в них слово «Вампука» и там не дает должного представления о характере этого произведения. Думаю, что не совсем ясно и для моих читателей значение слова «Вампука», которое часто упоминается в обеих моих книгах. Позволю себе поэтому их познакомить с этим словом, превратившимся в нарицательное.
В начале нашего века благодаря наличию в каждой оперной труппе голосистых теноров и баритонов во всем мире с большим успехом шли мейерберовские оперы, в особенности «Африканка».

Ваше мнение...

Рубрики