ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА
Руководство театром.— Дирижеры.— Режиссеры. Солисты академических оперных театров. — Некоторые спектакли.
Я уже упоминал, что, хотя правительство весной 1918 года переехало в Москву, музыкальным центром страны несколько лет еще продолжал оставаться Петроград. А эпицентром Петрограда оставался бывш. Мариинский театр. Нетронуты были основные художественные его коллективы, артисты освобождались от мобилизации.
Массовые коллективы театра — оркестр, хор и балет — всегда состояли из высококвалифицированных и в художественном смысле прекрасно дисциплинированных работников. Группе солистов до начала двадцатых годов мог позавидовать любой европейский театр. Если не считать коротких сезонов миланского театра «Ла Скала», когда на небольшой срок собирались лучшие итальянские певцы, то ни в каком другом театре мира нельзя было в продолжение сезона в десять месяцев в одном рядовом спектакле увидеть и услышать такие выдающиеся массовые коллективы с такими артистами во главе, как А. М. Давыдов, И. В. Ершов, Е. И. Збруева, Фелия Литвин, Л. Я. Липковская, Л. В. Собинов, И. В. Тартаков, М. Б. Черкасская, Ф. И. Шаляпин, Г. А. Боссе, В. И. Касторский и т. д. и т. п. Не только для русской и западноевропейской классики подбирался прекрасный состав исполнителей, но и для вагнеровских музыкальных драм вряд ли можно было еще где-нибудь, кроме разве Байрейта, найти такие составы, которые предлагал слушателю Мариинский театр. Потому что даже те артисты Мариинской сцены, которые но тем или иным причинам по завоевывали мировой славы, как, например, Б. Л. Вронская, А. П. Лабинский,К. Т. Серебряков, А. В. Смирнов, В. С. Шаронов и многие другие, все равно долгие годы оставались незаурядными фигурами на оперном горизонте. Недаром П. И.Чайковский в одном из своих писем замечал, что такой труппы, как в Мариинском театре, он нигде больше не видел.
Не менее сильна была и группа художников, игравших огромную роль и постановочных вопросах не только своими замечательными декорациями и костюмами, но и участием в общем построен пи спектакля. А. Я. Головин и К. А. Коровин оставили по себе неизгладимое впечатление и целую плеяду талантливых учеников, с честью продолжавших их дело.
Несколько слабее обстояло с режиссерами. Ни О. О. Палечек, ни В. П. Шкафер не отступали от старых каноном опорных постановок и, будучи на высоте своих небольших задач, новых путей не искали.
Но вот в Мариинском театре в 1909 году появился В. Э. Мейерхольд и совместной с А. Я. Головиным и М. М. Фокиным постановкой глюковского «Орфея» создал, пожалуй, невиданный до того на этой сцене театрально-постановочный праздник.
Менее удачной, хотя тоже новаторской, была его постановка вагнеровского «Тристана и Изольды».
Однако его пребывание в театре будоражило умы и будило творческую мысль всего художественного персонала.