Один слесарь, неосторожно ставший артистом
Мне стало казаться, что Посредрабис неумело расходует оказываемую фондом безработных помощь, и я стад вмешиваться в его дела. B одно не очень для меня прекрасное октябрьское утро 1925 года партийное руководство Облрабиса и Облпрофсовета стало настаивать, чтобы я взял на себя руководство Посредрабисом. Я согласился при одном условии: если я проведу жесткую квалификационную чистку, изучу «рынок» и приду к заключению, что Посредрабис учреждение более или менее мертворожденное, мы его ликвидируем, а безработных отправим на общую биржу труда для направления людей в промышленность.
В начале 1926 года нам была предоставлена дотация в шестьдесят четыре тысячи рублей. Тогда это были большиеденьги. Кое-что на них удалось сделать, но мой прогноз о невозможности занять работой в области искусства больше двадцати процентов состоящих на учете в Рабпсе безработных оказался верным. Видя невозможность оказать эффективную помощь в этой области, я передел работать в Драмосоюз.
Разумные люди сами уходили из области искусства туда, где они могли найти применение своим способностям и умению. На этой почве даже случались курьезы. Один слесарь, неосторожно ставший артистом, пожелал вернуться к станку, но его никуда не брали, так как по трудовой книжке он значился артистом. Тогда он явился в Орготдел Рабиса с требованием удостоверения о том, что он «ни с какой стороны не артист».
К началу первой пятилетки безработица в области искусства была ликвидирована.
Заканчивая главу об одном из самых трудных периодов строительства советского искусства, я должен сказать, что сохранением непрерывности спектаклей и концертов в Петрограде мы обязаны И. В. Экскузовичу, А. В. Оссовскому и истинным ревнителям музыкального искусства из среды членов правления Губрабиса. Под мудрой и на редкость тактичной эгидой А. В. Луначарского эти люди прилагали огромные усилия, чтобы сохранить подведомственные им или опекаемые ими учреждения. А сколько приходилось бороться против ряда безответственных попыток разбазаривания имущества, перекройки замечательных декораций и костюмов К. А. Коровина и А. Я. Головина для нужд самодеятельности и синеблузных объединений! С какой демагогией порой приходилось бороться! Сколько труда стоило сохранить здания от самочинного захвата их другими организациями, удержать художественную дисциплину на должном уровне. Сколько пламенной любви к своему искусству нужно было иметь, чтобы добиваться хорошего уровня оперных и балетных спектаклей и концертов при температурах на сцене если не минус, то плюс два-три градуса от певцов, которые боялись простуды, от балерин, которые выходили на сцену декольтированными и в пачках, от скрипачей, которые играли вагнеровские секстоли в перчатках, и т. д. И так изо дня в день в течение долгих зимних месяцев! К счастью, в каждом коллективе сразу выявились энтузиасты, которые личным примером и преданностью новому строю оказывали большое влияние на окружающих.