Репертуар театров и Оперной студии
Процесс становления театров шел естественным путем — по существу, быстро — и к десятилетию Советской власти был фактически в целом завершен. Косвенным, но немаловажным доказательством этого мне представляется тот энтузиазм, с которым Ленинградская консерватория буквально всем своим многочисленным составом готовила постановку сценария С. Д. Масловской на текст Демьяна Бедного «Главная улица» с музыкой М. К. Михайлова — тогда студента консерватории по композиторскому классу М. О. Штейнберга. Подготовка этого спектакля — свидетельство сознательной реакции большого коллектива на общенародное торжество.
Невзирая на появление со второй четверти двадцатых годов иностранных дирижеров, порой привозивших «левацкие» произведения западных композиторов, на визиты этих композиторов с пропагандой формалистического искусства, а также на тяготение театров к новому западному оперному репертуару (к произведениям РихардаШтрауса, Шрекера, Кшенека и других), в каждой новой постановке наряду с некоторыми формалистическими приемами явно ощущалось искреннее стремление в первую очередь осмыслить каждое произведение с точки зрения пропаганды передовых идей. Со стороны постановщиков это отнюдь не было данью современным лозунгам, а искренним увлечением настоящих художников задачами передового искусства. Зритель стал советским человеком, и это определяло дух времени.
Репертуар театров и Оперной студии не согласовывался: нередко в один и тот же день на двух, а изредка и на трех площадках шли одни и те же оперы. Аншлагами театры хвастать не могли. За исключением «шлягеров», сбор в шестьдесят-семьдесят процентов был нормой, но этим шестидесяти-семидесяти процентам одинаковость репертуара не мешала. Это подтверждало уверенность в том, что театры заполняются, так сказать, «порайонно», и давало повод требовать открытия в Нардоме постоянного театра.
Огромное впечатление на нас, артистов, производило строительство национальных культур, о которых до революции мы вообще не имели представления.
После Октябрьской революции открылись клубы латышей, эстонцев, грузин, евреев и т. д. Эти клубы сразу стали заниматься культурно-просветительской работой, завели свои хоры и заложили основу развития самодеятельности.
В конце 1918 года был организован еврейский клуб. !В 1918 году зародился Госет (Государственный еврейский театр), в труппе которого сразу выделился С. М. Михоэлс. Близкое участие в работе клуба и театра принимал композитор Михаил Арнольдович Мильнер.
С 1910 года в Петербурге функционировало Общество еврейской музыки. В него входили М. О. Штейнберг, М. А. Мильнер и другие. Однако к настоящему расцвету деятельность этого общества смогла прийти только после Октября, когда национальная политика Советского государства уничтожила все преграды для развития народной музыки.
Самодеятельным хором, образовавшимся при еврейском клубе в Петрограде и называвшимся Еврейский вокальный ансамбль, руководил М. А. Мильнер.