В Михайловском театре
Наиболее авторитетной одно время казалась такая форма управления: директор И. В. Экскузович, консультант Ф.И.Шаляпин, заведующей музыкальной частью Э. А. Купер и заведующий режиссерской частью П. С. Оленин, как будто бы трудно придуман, что-нибудь лучшее, но и этот состав в ту пору много сделать не смог. Поэтому под председательством Ф. И. Шаляпина был сформирован большой художественный сонет, который коллективно и авторитетно решал нес принципиальные вопросы. Одним из первых мероприятий этого совета было постановление возобновить пробы и прием новых артистов и организовать оперные спектакли в Михайловском театре.
К весне 1918 года игравшая в бывш. Михайловском театре французская труппа поняла, что ее публика, так называемые сливки общества, теряет не только власть, но и материальные возможности наслаждаться французской комедией, что в стране происходят коренные изменения и что труппе придется ликвидироваться.
Стала свободной прекрасная сценическая площадка, и одним из важнейших мероприятий художественного совета ГАТОБа было открытие спектаклей оперы и драмы в освободившемся Михайловском театре.
Несколько позже, в связи со включением в репертуар классических опер-комик, бывш. Михайловский театр был переименован в Академический театр комической онеры.
Начав с комической оперы, театр довольно долго барахтался между оперой и опереттой, а затем постепенно перешел на пропаганду новой западной музыки (оперной и опереточной). Однако со временем благодаря энергии И. В. Экскузовича и дирижера Самуила Абрамовича Самосуда Малый оперный театр постепенно превратился в лабораторию советской онеры. Но это все произошло значительно позже.
Трудности серьезные и объективные, несерьезные и мелочные не останавливали творческо-организаторского духа И. В. Экскузовича, который не знал ни отдыха, ни по коя. Назначенный управляющим всеми бывшими императорскими театрами, он получил возможность перебрасывать на короткие, а в некоторых случаях и на продолжительные сроки артистов из одного театра в другой, что благотворно влияло на репертуар. Это влекло за собой иучащение спевок и репетиций. Благотворным оказался также пример часто приезжавших артистов Большого театра, который удерживал свою былую славу на лучшем уровне, чем ГАТОБ.
Но мириться с положением второсортного недавно первый театр в стране не мог, не хотел и не должен был.
Экскузович и Купер относительно скоро убедились, что художественный совет из авторитетнейших лиц не слишком дееспособен: каждый член его имел очень большую нагрузку в своей личной творческой деятельности, чтобы быть в состоянии отдавать организационным вопросам много времени. Шаляпин стал выступать чаще прежнего, Бенуа состоял членом большого количества правительственных комиссий, Купер преподавал в консерватории и руководил Филармонией. Последующие события доказали, что все трое, при всей своей общественной и художественной активности, больше думали об отъезде за границу, чем о судьбах советского искусства.