А. А. Соболев. Из дневника

С. В. Рахманинов затруднялся писать письма на английском языке. Поэтому, и случае необходимости, часто прибегал к помощи разных лиц. Во время приездов в Англию Рахманинов, по утверждению А. А. Соболева, нередко обращался к нему по разным поводам. Выполняя секретарские функции, А. А. Соболев иногда под диктовку Рахманинова писал письма и на русском языке, так как Сергей Васильевич щадил свои руки, утомленные после многочисленных концертных выступлений.
См. дневник-письмо А. М. Метнер.
А. А. Соболевым приведен неполный перечень пьес, исполненных в концерн Н. К. Метнера и Т. А. Макушиной 25 марта 1936 г. в Лондоне в Aeolian Hall. Помимо
указанных сочинений, прозвучали: песни — «Тишь на море», «Счастливое плавание», «Неверный юноша», «Самообман» из op. 15, «Что в имени тебе моем» из op. 61, «Полдень» из op. 61, «Весеннее успокоение» из op. 28, «Ворон» из op. 52 и фортепианные пьесы: Сказки Es-dur (№ 1) из op. 26, A-dur из op. 51. К тому же Сказка e-moll из op. 34 в печатной программе не содержится. Возможно, она была исполнена сверх программы.

В сезоне 1935/36 г. в Лондоне Рахманинов играл свой Концерт № 3 d-moll, op. 30 с Лондонским филармоническим оркестром под управлением М. Сарджента 30 и 31 марта.
Свой Концерт № 2 c-moll, op. 50 в сезоне 1936/37 г. Н. К. Метнер играл под управлением Г. Вуда в Queen’s Hall 24 сентября.
Э. К. Метнер скончался в Дрездене в клинике в ночь с 10 на 11 июля 1936 г. (подробнее см.: письмо Н. К. Метнера к А. К. Метнеру и С. К. Сабуровой от 16 июля 1936 г., ПМ, с. 479, 480).
Н. К. Метнер имел в виду предстоявшие концертные выступления в симфонических концертах, организованных «Promenade-Concerts». Первое из них состоялось 11 сентября 1936 г. в Лондоне в Queen’s Hall, где Метнер играл под управлением Г. Вуда Концерт № 4 G-dur, op. 58 Бетховена, и второе — 24 сентября (см. коммент. 5 к дневникам А. А. Соболева). После этих концертов А. М. Метнер писала В. К. Тарасовой 1 октября 1936 г.: «Верушенька, твое письмо от 8 сентября пришло как раз 11-го числа утром, и д[ядя] Коля как-то особенно был тронут и обрадован. Вы совершенно правы были, что о нем волновались. Ему еще никогда в жизни не приходилось так тяжело, и борьбу ему пришлось вести очень трудную. Я не ожидала, что он будет так хорошо играть. Но с бетховенским Концертом было, по крайней мере, еще легче то, что музыка эта известна и оркестрантам и дирижеру, как дважды два, но вот 24-го с Колиным Концертом это было каторжным напряжением. Были две репетиции, но короткие, так как теперь все делается на количество и на скорость, а о качестве не заботятся. Для дяди Коли, какие бы условия ни были, надо всем стоит то, что стоит больше всех исполнителей, и никакие соображения (о том, что выгодно) не могут отодвинуть на второй план самое произведение. (Выгодно, например, не останавливать на репетиции дирижера, даже если погрешность против произведения большая. Дирижер очень не любит, если услышал фальшь солист, а он сам не слышал, так как это дискредитирует перед оркестрантами. И никогда уж такой дирижер не будет жаждать выступать опять с слишком хорошим музыкантом. Солисты, думающие больше о своей карьере, чем о самой музыке, не станут останавливать дирижера. Думаю, что д[ядю] Колю Wood уже не пригласит. Перечислять всего не стоит, но скажу только — чтобы преуспевать, надо уметь вовремя предавать свое искусство. Что и делают почти все.) Дирижер Wood (достойный своего имени) не был на высоте, и почти во всех критиках отмечено, что это Метнер пронес свое произведение, несмотря на неудовлетворительное оркестровое исполнение. Это, конечно, так и было, так как дирижер не талантливый. И вот на такую-то работу нужно было собрать все силы, а их было у Коли так мало… и физически он себя слабо чувствовал, но главное, что душевные силы все уходят на другое. Но прошло так хорошо, что я не верила. Мне жалко, что нет кого-нибудь другого, кто мог бы описать так, как это все было. Я не могу. Мы получили письмо из Биаррица от семьи Дюпре. Они слушали по радио втроем и описали свое впечатление в самых восторженных выражениях…» (ПМ, с. 481, 482).
13 февраля 1937 г. в Wigmore Hall в Лондоне состоялся концерт Метнера при участии певиц — Т. А. Макушиной, Е. А. Карницкой (Фрей) и Ж. Дюссо. В этом концерте были исполнены следующие сочинения Метнера: «Элегия» из ор. 45, «Ангел», «Цветок», «Лишь розы увядают», «Ночь» из ор. 36 (исп. автор и Е. А. Карницкая), «Воспоминание» из ор. 32, «Конь» из ор. 29, «Ворон» из ор. 52, «Могу ль забыть» из ор. 32, «Муза» из ор. 29 (исп. автор и Т. А. Макушина), «Русская сказка» из ор. 42, Сказки: e-moll из ор. 34, d-moll из ор. 51 (исп. автор), «Певец» из ор. 29, «Приметы» из ор. 52, «Я вас любил» из ор. 32 (исп. автор и Е. А. Карницкая), «Мечтателю» из ор. 32, «Телега жизни» из ор. 45 (исп. автор и Ж. Дюссо), «Элегия» из ор. 52, «Роза» из ор. 29, «Серенада», «Испанский романс» из ор. 52, «Заклинание» из ор. 29 (исп. автор и Т. А. Макушина). Концерт был дан в ознаменование столетия со дня смерти А. С. Пушкина, являвшегося одним из самых любимых поэтов Н. К. Метнера. Лирика Пушкина занимала творческое воображение Метнера на протяжении всей его
композиторской жизни. Примечательно, что одна из песен его первого песенного опуса и две песни из последнего его опуса также связаны с лирикой Пушкина.

А. А. Соболев имеет в виду «Эпическую сонату» ор. 57 для скрипки и фортепиано, которую Н. К. Метнер репетировал с А. Каттералом в связи с предстоявшим первым ее исполнением в концерте 10 февраля 1939 г. в Лондоне. В этом концерте, помимо указанной сонаты, были исполнены следующие сочинения Метнера: «Отрывок из трагедии» a-moll из ор. 7, Сказка e-moll из ор. 14, «Соната-идиллия» ор. 56, «Сказка эльфов» из ор. 48, Сказки d-moll и A-dur из ор. 51. Об этом концерте см. дневник Соболева от 10 февраля 1939 г.
«Эпическая соната» op. 57 Метнера была издана фирмой «Новелло и К» в начале 1940 г. По-видимому, в связи с предстоявшим изданием директор указанного издательства и приехал в дом А. Каттерала на репетицию.
С Ц. Ганзен Н. К. Метнер выступал в концерте, состоявшемся 3 ноября 1927 г. в Медоне в доме М. Дюпре. Они сыграли Сонату № 2 G-dur, op. 44, и, кроме того, Метнер исполнил ряд других своих сочинений (см.: ПМ, с. 365).
См. коммент. к воспоминаниям А. М. Метнер.

Ваше мнение...

Рубрики